![Спешат уйти со школьного двора: в поисках большего заработка и свободы учителя все чаще выбирают путь фриланса Иллюстрация к новости: Спешат уйти со школьного двора: в поисках большего заработка и свободы учителя все чаще выбирают путь фриланса](/data/2023/10/12/2047620367/3wend888_teacher_running_away_from_school..17a-0cfc-43fd-8ce3-f49fad289e05.png)
Спешат уйти со школьного двора: в поисках большего заработка и свободы учителя все чаще выбирают путь фриланса
Сегодня профессиональный путь учителя выходит за рамки школьных стен. Сталкиваясь с выбором — оставаться в системе, где их труд часто недооценен, или искать новые возможности, педагоги все чаще задумываются над альтернативами официальному трудоустройству. На открытом семинаре ВШЭ по образованию эксперты рассмотрели профессиональные и жизненные приоритеты учителей на примере опроса педагогов, интересующихся репетиторством на маркет-плейсах и образовательных онлайн-платформах. Оказалось, что почти половина опрошенных уже покинули школу.
![Учителя спасаются в тени: сколько ни работай в школе, репетиторством заработаешь больше Иллюстрация к новости: Учителя спасаются в тени: сколько ни работай в школе, репетиторством заработаешь больше](/data/2023/06/21/2076068406/wend888_teacher_in_pursuit_of_money_299ec547-aeea-492d-9214-f9de5fbc828f.png)
Учителя спасаются в тени: сколько ни работай в школе, репетиторством заработаешь больше
У школьного образования в России выросла большая «тень» — так ученые называют сектор репетиторства и преподавания в онлайн-школах, которое многие учителя совмещают с основной работой. Часто можно услышать точку зрения, что «тень» можно уменьшить при достойном уровне оплаты труда в школах. Но, по крайней мере, пока это нереально: экономисты Инобра показали, что как ни комбинируй школьную нагрузку, в финансовом выигрыше будут оставаться те, кто совмещает учительскую работу с репетиторством.
![Тень учителя не нашла свое место: выкладываться в школе педагогу невыгодно — приходится подрабатывать репетитором Иллюстрация к новости: Тень учителя не нашла свое место: выкладываться в школе педагогу невыгодно — приходится подрабатывать репетитором](/data/2022/12/16/1715591553/%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C.jpg)
Тень учителя не нашла свое место: выкладываться в школе педагогу невыгодно — приходится подрабатывать репетитором
На вторничном семинаре часто звучало слово «теневой». Не потому, что сфера репетиторства все еще не полностью легальна, а из-за термина Марка Брэя, который описал репетиторство как тень системы образования: полностью копирует содержание, изменяется синхронно, не предлагает ничего принципиально отличного от школы и улучшает результаты обучения в школе. В связи с чем Ирина Абанкина заключила, что «российская школа — с тенью, ее не стереть, она может только менять конфигурацию, но не исчезнуть». Обсуждали, как вовлеченные в теневое образование сочетают разные виды педагогической деятельности и как это сказывается на заработке.