• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Книги

2023

Смотрим кино, понимаем жизнь. 20 социологических очерков

Смотрим кино, понимаем жизнь. 20 социологических очерков

Радаев В. В., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023

Это книга не о кино, а о многих жизненных вопросах, которые волнуют каждого из нас, — о человеческих страхах и ускользающей любви, о мужской мифологии и женских играх, о межпоколенческих конфликтах и сложных профессиональных дилеммах, об особенностях национального характера и мучительном расставании с советским прошлым, о том, почему люди выставляют частную жизнь на публичное обозрение и как они ведут себя в условиях шока. Все эти вопросы обсуждаются на материале известных кинофильмов.

2022

Преподавание в кризисе

Преподавание в кризисе

Радаев В. В., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022

С приходом в университет новых поколений студентов преподавание оказалось в серьезном кризисе, который лишь усугубился в период пандемии коронавируса. Что именно пошло не так? В книге разбираются многочисленные основания возникшего кризисного состояния и формулируются общие принципы, на которые могли бы опереться нынешние преподаватели. Автором также предлагается ряд практических советов из накопленного личного опыта и обсуждается вопрос о том, зачем вообще нужно преподавать.

 

The Ambivalence of Power in the Twenty-First Century Economy: Cases from Russia and beyond

The Ambivalence of Power in the Twenty-First Century Economy: Cases from Russia and beyond

L. : University College London Press, 2022
Ответственный редактор: Радаев В. В.Котельникова З. В.

The diverse analyses of power at the macro, meso or micro levels allow the volume to highlight the complexity of political economy in the twenty-first century. Each chapter addresses key elements of that political economy (from the ambivalence of the cases of former communist countries that do not conform with the grand narratives about democracy and markets, to the dual utility of new technologies such as face-recognition), thus providing mounting evidence for the centrality of an understanding of ambivalence in the analysis of power, especially in the modern state power-driven capitalism.

   

Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости

Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости

Шевчук А. В.Стребков Д. О., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022

В монографии рассматривается новое явление на российском рынке труда — самостоятельная занятость независимых профессионалов (фрилансеров), работающих удалённо с помощью Интернета. Сколько фрилансеров в России? Как они живут и работают? Каковы трудовые ценности и мотивация фрилансеров? В чём состоят возможности и риски свободной занятости? Каковы дальнейшие перспективы развития фриланса в России? Авторы дают ответы на эти и другие вопросы, опираясь на уникальные эмпирические данные — четыре волны масштабного мониторингового исследования ≪Перепись фрилансеров≫, охватывающего период с 2009 по 2019 год. За последнее десятилетие зафиксированы значимые изменения в социально-демографическом и профессиональном составе фрилансеров, а также формальных и неформальных принципах функционирования рынка удалённой работы, демонстрирующие активное освоение инновационной трудовой практики все более широкими слоями российских работников и высвечивающие острые проблемы на этом пути.


2021

Смотрим кино, понимаем жизнь. 19 социологических очерков

Смотрим кино, понимаем жизнь. 19 социологических очерков

Радаев В. В., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Это книга не о кино, а о многих жизненных вопросах, которые волнуют каждого из нас, — о человеческих страхах и ускользающей любви, о мужской мифологии и женских играх, о межпоколенческих конфликтах и сложных профессиональных дилеммах, об особенностях национального характера и мучительном расставании с советским прошлым, о том, почему люди выставляют частную жизнь на публичное обозрение и как они ведут себя в условиях шока. Все эти вопросы обсуждаются на материале известных кинофильмов.

 

Общественное мнение, или власть цифр

Общественное мнение, или власть цифр

Юдин Г. Б., СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020

Каждый день мы сталкиваемся с результатами опросов общественного мнения — из них мы получаем основную информацию об обществе, в котором живем. Общественное мнение играет все бoльшую роль в современной политике, при этом остается непонятным, можно ли доверять результатам опросов. Как их правильно интерпретировать? О чем на самом деле говорят эти цифры? Помогают ли опросы общественного мнения развитию демократии? Являются ли опросы наукой или политической технологией? Для того чтобы ориентироваться в цифрах опросов, нужно обладать знаниями в области статистики, политической теории, социологии. Но главное — понимать, откуда взялось понятие «общественное мнение», как менялось его значение и способы его измерения и отчего в России оно исторически имеет особый смысл. О том, почему социология не занимается изучением общественного мнения, по каким причинам невозможна репрезентативность и как опросы сами участвуют в создании реальности, которую они измеряют, расскажет книга Григория Юдина. 


2020

Миллениалы: Как меняется российское общество. 2-е изд.

Миллениалы: Как меняется российское общество. 2-е изд.

Радаев В. В., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020

В книге обосновывается идея социального перелома в современной России, вызванного сменой поколений. Развивается социологический подход к анализу поколений, построена их оригинальная классификация. Особый фокус делается на поколении миллениалов, вступивших в период взросления в 2000-е годы. Для сравнительного анализа поколений используются данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (1994–2016 гг.). Обнаружены устойчивые значимые межпоколенческие различия в планировании семьи, использовании цифровых технологий, приверженности здоровому образу жизни, уровне религиозности, оценке своего субъективного благополучия и по другим социальным показателям. Выявлены случаи, когда миллениалы ускоряют ранее сложившиеся тренды, и случаи, когда они обеспечивают перелом этих трендов.
Книга завершается эссе о характерных чертах миллениалов и вызовах, возникших в ходе обучения нового молодого поколения.

  

Юдин, Врублевская, Емельянов - Жизнь в долг. Моральная экономика долговых практик в жизни сообществ в России обложка книги


Жизнь в долг: Моральная экономика долговых практик в жизни сообществ в России

Юдин Г. Б., Врублевская П. В., Емельянов Н. Н. и др., М. : Издательство ПСТГУ, 2020

Издание посвящено анализу моральных оснований развития потребительского кредитования в современной России. Как сохранить экономический рост, возникающий благодаря кредитованию, и избежать долговых
кризисов? Работа опирается на эмпирическое социологическое исследование долговой морали россиян, проведенное в 2014 г. Предложена теоретическая рамка для анализа отношений долга, опирающаяся на теорию дарообмена.
С опорой на результаты исследования показано, что важной причиной закредитованности является мораль индивидуальной ответственности и независимости. Плотные сообщества, такие как православные приходы, способны создавать солидарную ответственность, ограждать своих членов от резких и необдуманных кредитных решений и способствовать более устойчивому экономическому развитию.


2019

Миллениалы: Как меняется российское общество

Миллениалы: Как меняется российское общество

Радаев В. В., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019

В книге обосновывается идея социального перелома в современной России, вызванного сменой поколений. Развивается социологический подход к анализу поколений, построена их оригинальная классификация. Особый фокус делается на поколении миллениалов, вступивших в период взросления в 2000-е годы. Для сравнительного анализа поколений используются данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (1994–2016 гг.). Выявлены устойчивые значимые межпоколенческие различия в планировании семьи, использовании цифровых технологий, приверженности здоровому образу жизни, уровне религиозности, оценке своего субъективного благополучия и по другим социальным показателям. Выявлены случаи, когда миллениалы ускоряют ранее сложившиеся тренды, и случаи, когда они обеспечивают перелом этих трендов. Завершают книгу эссе о характерных чертах миллениалов и вызовах, возникших в ходе обучения нового молодого поколения.


2018

Социальная превенция алкоголизации населения в России: социологический анализ


Социальная превенция алкоголизации населения в России: социологический анализ

Белова Ю. Ю., СПб. : Астерион, 2018

Профилактика алкоголизации населения традиционно рассматривается как специфический инструмент социального влияния на общество, направленный на предотвращение интенсивного пьянства и алкоголизма как форм девиантного поведения. Однако в современной России значительно трансформировались практики потребления алкоголя, они стали элементом повседневной жизни основной массы населения. Опривычивание и рутинизация потребления алкоголя бросают новые вызовы антиалкогольной политике государства, заставляют по-новому взглянуть на процесс алкоголизации населения в обществе. Чтобы раскрыть противоречия и потенциалы системы социальной превенции в современном российском обществе, поставить вопрос о ее роли в отношении нормативного потребления алкоголя, проанализированы не только индивидуальные практики алкоголепотребления и отказа от него, но и модели социокультурного влияния на процесс алкоголизации населения в обществе. В работе изложены основные результаты исследования процесса алкоголизации населения и его превенции в России, основанные преимущественно на качественных методах.


2015

Основы моделирования экономического поведения домохозяйств на базе данных RLMS-HSE. Лекции для социологов

Основы моделирования экономического поведения домохозяйств на базе данных RLMS-HSE. Лекции для социологов

Рощина Я. М., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015

В учебнике рассматриваются подходы к моделированию экономического поведения домохозяйств в разных сферах: заключение и расторжение брака, фертильное поведение, накопление человеческого капитала и отдача от него, предложение труда на рынке труда и в домашнем труде, потребление алкоголя, здоровье и отдача от инвестиций в него, и другие. В каждой главе рассматриваются предпосылки экономической модели, ее следствия, и приводятся возможные эмпирические модели. Эти модели могут быть протестированы на основе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (РМЭЗ-НИУ ВШЭ), или Russian Longitudinal Monitoring Survey (RLMS-HSE). Отдельная глава посвящена этой базе данных, на сегодня лучшей в России для исследования экономического поведения домохозяйств. В учебнике также рассматриваются некоторые социологические концепции исследования экономического поведения домохозяйств, которые внесли свой вклад в развитие экономических моделей.

 

2014
 

Процесс алкоголизации населения как угроза национальной безопасности России (на примере Республики Марий Эл: монография.

Процесс алкоголизации населения как угроза национальной безопасности России (на примере Республики Марий Эл: монография.

Белова Ю. Ю., Поволжский государственный технологический университет, 2014

В монографии отражены тенденции, динамика, факторы и противоречия процесса алкоголизации населения, представлена классификация индикаторов алкогольной угрозы для национальной и региональной безопасности. Книга адресована специалистам в области социальных наук, исследователям феномена национальной безопасности и проблем алкоголизации и наркотизации общества, а так же всем интересующимся вопросами социальных девиаций.


2011

Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России

Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России

Радаев В. В., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011

Автор использует инструменты современной экономической социологии для изучения сложных и зачастую конфликтных отношений в цепях поставок между розничными сетями и их поставщиками. На основе оригинальных количественных и качественных эмпирических данных демонстрируется, как рыночная власть пронизывает отношения рыночного обмена и как конкуренция сопровождается формированием социальных связей. Выясняется, что лежит в основе отношенческих конфликтов и каков экономический смысл бонусных платежей, взимаемых розничными сетями с поставщиков. Подробно исследуются механизмы формирования новых правил игры на примере процесса разработки и обсуждения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (№ 381-ФЗ).

 

2009

Российский средний класс: анализ структуры и финансового поведения

Григорьев Л. М., Салмина А. А., Кузина О. Е., М. : Экон-Информ, 2009

В последнее время тема среднего класса находится в эпицентре политического, общественного и экспертного обсуждения. Авторы, опираясь на многолетний опыт исследования этой проблемы, рассматривают вопрос о месте, роли и функциях среднего класса на различных этапах социально-экономического развития России за последнее десятилетие. Исследование позволило определить масштабы, границы и структуру как российского среднего класса, так и других социальных групп, которые сегодня не относятся к средним классам, но обладают определенным потенциалом для перемещения в данную группу, а также финансовое поведение среднего класса. Данная публикация является  промежуточным документом исследовательского проекта Института современного развития и предназначена для широкого научно-практического использования.

  

2008

Экономическая социология. 2-е изд.

Экономическая социология. 2-е изд.

Радаев В. В., М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008

Книга представляет ключевые направления экономической социологии — одной из наиболее активно развивающихся дисциплин в социальных науках. Она определяет концептуальные основы данной дисциплины и представляет систематизированный материал для учебного курса, включающий классические и современные экономико-социологические подходы. Для студентов и аспирантов, преподавателей и исследователей в области социальных и экономических наук.

 

Экономическая социология в России: поколение учителей

Экономическая социология в России: поколение учителей

М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008
Ответственный редактор: Радаев В. В.

Книга обращается к поколению наших учителей, которые по праву принадлежат к числу основателей российской социологии. Издание построено на серии интервью и неформальных биографических материалах. Они дают нам возможность взглянуть на историю профессионального сообщества глазами "шестидесятников" и тех, кто, подобно Теодору Шанину, наблюдал ее сначала извне, а потом изнутри. Также они помогают понять, как в советское время формировались внутренние условия для последующей институционализации отечественной экономической социологии.

 

Анализ рынков в современной экономической социологии. 2-е изд.

Анализ рынков в современной экономической социологии. 2-е изд.

М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008
Составитель: Радаев В. В.

Книга представляет собой сборник ключевых современных работ (1990-2000 гг.), посвященных социологии рынков. Авторы статей - ведущие американские и европейские исследователи в области экономической социологии. В публикуемых работах, помимо различных объектов исследования, представлены разные методологические направления и аналитические подходы. Статьи предваряет обзор состояния социологии рынков, подготовленный научным редактором сборника В.В.Радаевым.

  

Организационные формы и конкурентные стратегии в российской розничной торговле (региональный аспект)

Организационные формы и конкурентные стратегии в российской розничной торговле (региональный аспект)

М. : Вершина, 2008
Под общей редакцией: Радаев В. В.Котельникова З. В.

Книга представляет собой сборник работ, посвященных экономико-социологическому анализу розничной торговли в России. Анализируется развитие данного сектора и основных торговых форматов, раскрываются особенности этого развития в нескольких регионах России, проводятся межрегиональные сравнения. Все статьи написаны по результатам межрегионального исследования «Практики хозяйственной конкуренции на рынках потребительских товаров современной России».


2007

Экономическая социология: автопортреты. 2-е изд.

Экономическая социология: автопортреты. 2-е изд.

М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007
Научный редактор: Радаев В. В.

Книга выполнена в особом жанре: это автопортреты экономической социологии, написанные лучшими специалистами из разных стран. Первая часть книги содержит серию интервью сведущими исследователями в области экономической социологии — создателями и интеллектуальными лидерами ее основных направлений. Вторая часть включает аналитические обзоры современного состояния и перспектив развития экономической социологии в разных странах. Третья часть посвящена экономической социологии в России. Книга — своего рода микроэнциклопедия современной экономической социологии, из которой немало полезного могут почерпнуть и начинающие, и зрелые исследователи. 


Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле

Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле

Радаев В. В., М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007

В российской розничной торговле в начале нового столетия произошла подлинная революция, коренным образом изменившая структуру всей отрасли. В книге дается детальная классификация современных организационных форм торговли, основанная на российской практике. Автором прослеживается история возникновения новых торговых форматов. Показывается, как приход глобальных операторов изменяет конкурентную ситуацию и деловые стратегии ведущих российских компаний. На примере торговли продуктами питания и сектора бытовой техники и электроники раскрываются новейшие тенденции развития ритейла и делаются прогнозы на среднесрочную перспективу.

 

Социология потребления

Социология потребления

Рощина Я. М., М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007

В учебном пособии разбираются основные социологические и экономические подходы к изучению потребления. Рассматривается место социологии потребления как специальной области экономической социологии, сравниваются концептуальные подходы к изучению потребительского поведения в экономике, социологии и экономической психологии. Изучаются категории социологии потребления, развитие институтов потребления, сферы потребления, анализируется поведение потребителя. Дается представление о социально-экономических процессах в сфере потребления в России и за рубежом. Для студентов социологических и экономических специальностей.

 

Анализ рынков в современной экономической социологии

Анализ рынков в современной экономической социологии

М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007
Научный редактор: Радаев В. В.

Книга представляет собой сборник ключевых современных работ (1990-2000 гг.), посвященных социологии рынков. Авторы статей - ведущие американские и европейские исследователи в области экономической социологии. В публикуемых работах, помимо различных объектов исследования, представлены разные методологические направления и аналитические подходы. Статьи предваряет обзор состояния социологии рынков, подготовленный научным редактором сборника В.В.Радаевым.


2006

Экономическая социология: автопортреты

Экономическая социология: автопортреты

М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006
Научный редактор: Радаев В. В.

Книга выполнена в особом жанре: это автопортреты экономической социологии, написанные лучшими специалистами из разных стран. Первая часть книги содержит серию интервью с ведущими исследователями в области экономической социологии — создателями и интеллектуальными лидерами ее основных направлений. Вторая часть включает аналитические обзоры современного состояния и перспектив развития экономической социологии в разных странах. Третья часть посвящена экономической социологии в России. Книга — своего рода микроэнциклопедия современной экономической социологии, из которой немало полезного могут почерпнуть и начинающие, и зрелые исследователи.




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Rambler's Top100