Публикации
Earning has been traditionally prescribed to male identity, while housekeeping management to the female. The opening of the labor market for women partly weakened gender inequality and the connection between gender and economic performance. However, that decision only opened a “male” economic role for all and kept the “female”-governing household expenditures underestimated. Based on the data of 37 in-depth interviews with middle-class housewives from Moscow, Russia, carried out between 2014-2019 using grounded theory methodology, the chapter reconstructs two lines of argumentation used by women to justify that management of household expenditures can be chosen as a main economic activity without the shame of failing modern gender standards. The first one is denoted as a “consumptive thrift” or “frugal approach.” It explains expenditures of a household as a form of saving and a way to obtain control over the family’s budget and needs. This approach uses economic rationality to suppress impulsive decisions and emphasize the similarity with actions of earning. The second logic is described as “consumption as social reproduction” or “abundant approach.” It points to the dissimilarity between female-driven spending to male earning. In this view, household expenditures make the family a domain of recovery, satisfaction, and relational work that is impossible without the satisfaction of desires.
Анализируется актуальность для современной России двух статей Чаянова: "Что такое аграрный вопрос?" и "Возможное будущее сельского хозяйства".
На материалах 73 интервью с участниками избирательных кампаний (политическими консультантами, главами штабов, полевиками, юристами т.д.) изучается этика политических консультантов в России. Исследование позволяет предположить, что говорить о российских политических консультантах как о едином сообществе, разделяющем общие ценности, нельзя. Данная профессиональная группа гетерогенна, включает людей с различными представлениями о нормах и этических границах. По итогам анализа интервью была разработана классификация профессиональных табу политических консультантов: общечеловеческая мораль, идеологическая ориентация, профессиональная ориентация, процедурные табу и правовые границы. Интересно, что, рассказывая об этических ограничениях, некоторые информанты использовали риторику оправдания. Следует отметить, что не обязательно существующие профессиональные табу политических консультантов относятся к сфере этики. Даже если они позиционируются таким образом, табу могут возникать в результате экономически рационального поведения.
В статье по результатам глубинного биографического интервью раскрываются условия и мотивы выбора трезвого образа жизни, социальные роли и практики трезвенников.
СМИ склонны конструировать образ зарубежных стран согласно с позицией политического истеблишмента своей страны. Но так ли это в случае, когда почти половина населения говорит на языке другого государства и обладает сильными социальными и культурными связями с ним? В работе представлен анализ 19,5 тысячи новостных сообщений русскоязычных СМИ Украины о президентских выборах России в 2018 г. Используя смешанный метод (тематическое моделирование и качественный анализ), мы выделяем ключевые темы и сюжеты, а также даём оценку степени персонализированности дискуссии в освещении выборов. Обнаружены три основных способа освещения данного вопроса: (1) количественные оценки и результаты выборов, (2) подготовка к выборам в Крыму и (3) победа В. Путина. Выборы президента России главным образом связываются с проблемой Крыма — через дату голосования, позицию кандидатов в отношении Крыма, организацию выборов на самом полуострове и реакцию других стран на их итоги. Освещение данного аспекта выборов имеет обвинительный уклон в украинских СМИ: подчёркивается незаконность крымского референдума и действий российских властей, упоминается давление российских властей на жителей полуострова, особенно на крымских татар. Две выделенные темы, непосредственно не относящиеся к ситуации в Крыму, характеризуются меньшей эмоциональной окрашенностью контента. Политическая персонализация дискуссии имеет противоречивый характер. С одной стороны, подавляющее большинство сообщений СМИ содержали упоминания тех или иных персоналий. С другой стороны, новости охватывали ограниченное число публичных фигур и не фокусировались на их личностных характеристиках. Кроме того, периодически публичные фигуры заменяются на неперсонализированные символы («Кремль», «российские оккупанты» и др.). Однако если публичные фигуры освещаются преимущественно в нейтральном ключе, то в отношении неперсонализированных символов чаще допускаются негативные и оценочные суждения.
This article examines agenda-setting theory. I compare the results of Levada Center surveys on the most memorable issues of the month with the number of publications on those issues in the Russian press from 2014 to 2016. In total, 884 issues are analyzed in the article. The results of the study confirm the impact of discussions in the media on people’s attention to an issue. The results also show that the discussions in the media one week before the date of polling are more important than the issues covered over the entire month. People better remember those issues that took place shortly before the polling, as well as those issues with intensifying discussions during the period. It is also important to note the role of regional publications in the sensitization of the public to various issues. Issues covered by national newspapers and news agencies but ignored by the regional press are significantly less remembered by the population.
This paper provides new theoretical implications for the concept of social embeddedness as one of the main objectives for business relations. Previous studies have considered social embeddedness as an external factor to market exchanges that forms outside of economic relations; in other words, embeddedness appears as an incidental product of market interactions. Here, I propose that social embeddedness is being intentionally constructed by market actors as an integral part of a business process. This view is developed by a theoretical adaptation of studies in relational marketing and the sociology of valuation. Relational marketing shows that interfirm relations have additional value for businesses and can educate market practitioners to intensify social interactions. Valuation studies explain the process of value creation for end goods, and this explanation is applied to interpreting the value of interfirm relations.
For the empirical validation, I focus on the field of global value chains because the global coordination of business interactions requires an explicit discussion of relational characteristics. The research is performed using a qualitative design. The empirical part consists of 13 months of participant observation as a sales manager in a Russian global value chain that works in fast-moving consumer goods and consumer electronics. Also, 33 deep semistructured interviews were conducted with employees of the global value chain. Data analysis is performed within a grounded theory perspective. The empirical section demonstrates that the proposed vision of embeddedness as an integral and desirable part of a business process is applicable to firm practices. Economic actors participate in permanent valuation processes to maintain a common interpretation of interfirm relations; they conceptualize business ties as an important source of market value.
Почему все больше людей считают, что заняты бессмысленной работой? Весной 2013 года антрополог Дэвид Гребер задал этот вопрос в провокационном эссе под названием «О феномене бредовой работы». Оно стало вирусным. Спустя семь лет люди по всему миру продолжают обсуждать ответ на этот вопрос. Гребер написал книгу, в которой исследует одну из самых досадных и глубоких моральных проблем современного общества — превращение труда в утомительный, скучный и никому не нужный бред. Сколько людей считают, что их труд не приносит никакой пользы? Почему работодатели считают, что за полезные для общества профессии можно платить меньше, а за бесполезный труд — больше? Почему в результате технологического прогресса мы работаем не меньше, а все больше? Где больше бесполезной работы — в государственном или в частном секторе? И как можно остановить бредовизацию экономики? Гребер показывает, каковы исторические, социальные и политические причины распространения бредовой работы. От феодализма до менеджериальной культуры, от истоков бюрократии и до развития четвертичного сектора, от Томаса Карлейля до Джона Кейнса и Андре Горца — исследование Гребера показывает, как возникло наше отношение к труду и как можно его изменить. Эта книга для всех, кто хочет верить, что труд должен иметь смысл.