• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Переводы статей

Флигстин Н., Фогел С. Политическая экономия после неолиберализма

(перевод с англ. Д.Г. Хумарян)

Журнал публикует совместную статью одного из самых влиятельных представителей традиции новой экономической социологии Нила Флигстина и специалиста в области экономической истории и сравнительной политической экономии Стивена Фогела под названием «Политическая экономия после неолиберализма». Статья, изначально опубликованная в журнале «Boston Review», была повторно размещена на сайте профессионального интернет-сообщества «Economic Sociology & Political Economy» (ES/PE) и стала одним из самых читаемых текстов в 2020 г. Авторы предлагают широкий обзор актуальной литературы на стыке экономической социологии, экономической истории и политической экономии, а также формулируют теоретическую и практическую альтернативу господствующему в экономике представлению о природе рынков и роли государственного регулирования хозяйства. Текст актуализирует причины и последствия кризиса, вызванного пандемией коронавируса, и подчёркивает зависимость между принятыми в различных странах мерами по регулированию кризиса, их институциональным устройством и сложившейся конфигурацией власти. Флигстин и Фогел формулируют три теоретических принципа, на которых базируется модель новой политической экономии, а затем демонстрируют их эвристический потенциал на примере анализа реакции на пандемию властей и рынка в США и Германии. Особое внимание уделяется разбору практических следствий предложенного авторами проекта политической экономии: согласно Флигстину и Фогелу, накопленные знания позволяют социальным наукам участвовать в определении предпочтительных сценариев развития современного капитализма.

Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 4. С. 35-48.


Старк Д., Паис И. Алгоритмическое управление в экономике платформ

(перевод с англ. Н.В. Конрой)

Платформенная модель отличает организационные формы первых десятилетий XXI века. В то время как участники рынка заключают договоры, иерархии командуют, а сети сотрудничают, платформы привлекают активы, ресурсы и виды деятельности, не являющиеся частью фирмы. Как особая организационная форма модель платформы сталкивается с выраженной административной проблемой — управлением деятельностью по созданию ценности, которая осуществляется не в фирме, а на платформе. В трёхсторонней конфигурации (triangular geometry) владельцы платформ используют поведение поставщиков и пользователей, вовлекая их в практику алгоритмического управления без делегирования им управленческих полномочий. Рейтинги и другие действия поставщиков и потребителей от имени платформы алгоритмически переводятся в рэнкинги и другие калькулятивные устройства, которые циркулируют в петлях2 обратной связи. Эти последние являются скорее скрученными, чем закольцованными. Алгоритмическое управление включает особый вид кибернетического контроля, поскольку на каждом изгибе петли обратной связи подотчётность может отклоняться и отрицаться. В то время как научный менеджмент в начале XX века предложил легитимную основу для роста нового управленческого класса, алгоритмическое управление в начале XXI века меняет управленческий класс. Асимметрия власти управленческого класса связана с коалициями на регулирующем уровне, в которых владелец платформы и инвесторы находятся в союзе с потребителями платформы.

Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 3. С. 121-103.


Старк Д. Тесты и тестирование в период пандемии

(перевод и науч. ред. Н.В. Конрой)

Пандемия коронавируса свидетельствует о широком распространении двух типов тестов. Первый тип — это тестирование: новые медицинские диагностические тесты, а также эпидемиологические модели, которые симулируют и прогнозируют течение вируса. Во втором типе акторы, организации и институты тестируются (подвергаются испытанию) в момент социального и политического кризиса. В данном эссе мы анализируем сходства и различия между этими двумя основными типами тестов, чтобы понять, как они связаны с кризисом. При этом мы обнаруживаем большое разнообразие тестов, работающих в нескольких регистрах, которые сами по себе не разграничены чётко, часто объединяя, а иногда и смешивая, например, научный и общественный дискурс. Исследование начинается с определения трёх аспектов тестирования, заимствованных из социологии тестирования. Первый: тесты часто представляют собой прокси (или прогнозы), которые что-то обозначают. Второй: испытание — это критический момент, выделяемый либо намеренно, либо потому, что он представляет собой озадачивающую или тревожную ситуацию, которая нарушает обычное течение социальной жизни. Третий аспект: когда кого-то или что-то подвергают испытанию, интересно, выдержат ли этот кто-то или это что-то предложенный вызов. Эти идеи служат строительными блоками для решения трёх основных проблем — представительства, отбора и подотчётности — в отношении тестирования во время кризиса, вызванного коронавирусом. В этот момент мы видим новую модель тестирования, переход от статистического расчёта риска в популяции к алгоритмическому прогнозированию рискованности конкретных людей.

Экономическая социология. 2020. Т. 21. № 4. С. 70-106.

Де Ваан М., Ведреш Б., Старк Д. Игры-события: топология креативности

(перевод А.А Куракина)

Авторы статьи ищут структурные основания успеха в коллективных проектах. В данной работе они продолжают использовать ранее разработанные ими понятия «структурные складки» и «продуктивное напряжение», однако делают шаг вперёд в своём подходе, не ограничиваясь рассмотрением социальной структуры, а включив в анализ когнитивные переменные. Статья посвящена исследованию социологических факторов, объясняющих, почему творческим командам удаётся создавать игры-события ― культурные продукты, которые не только стоят особняком как самобытные, но и признаны критиками выдающимися. Авторы выстраивают свою работу на понятии «структурные складки» как сетевом свойстве сплочённой группы, отдельные члены которой одновременно являются членами другой сплочённой группы. Гипотеза состояла в том, что эффект воздействия структурных складок на вероятность создания игры-события будет особенно сильным в том случае, когда пересекающиеся группы когнитивно разнородны. Измерив социальную дистанцию независимо от когнитивной, а самобытность — независимо от признания критиков, авторы тестируют свои гипотезы о структурных складках и когнитивном разнообразии на основе анализа команд, собиравшихся для производства 12 422 видеоигр, а также 139 727 карьер разработчиков видеоигр. Когда структурные складки дополнены когнитивным разрывом, они способны направлять и мобилизовать продуктивное напряжение правил, ролей и кодов, которые способствуют успешной инновации. Сетевые связи служат не только трубами и призмами, но и источником инструментов и напряжения.

Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 4. С. 53–99

Доббин Ф. Сравнительный и исторический подходы в экономической социологии

(перевод Е.Б. Головляницыной под науч.ред. В.В. Радаева, Г.Б. Юдина)

В данной статье представлен обзор исторических и сравнительных исследований в экономической социологии, призванных объяснить многообразие форм хозяйственного поведения в разных странах и в разные времена. Для того чтобы провести полноценный анализ этих исследовательских направлений, предлагается абстрагироваться от принятой в экономической науке предпосылки о том, что хозяйственная деятельность определяется исключительно экзогенно — личным интересом актора. Автор подвергает сомнению представление об универсальной и внеисторичной экономической системе и показывает, что большинство социологов согласны: характер экономического поведения зависит от структурных, политических и культурных особенностей общества. Тем не менее в экономической социологии нет доминирующего объяснения ключевых факторов экономического поведения: одни исследователи делают ставку на роль социальных сетей, другие — на характер властных отношений, а третьи анализируют институты. Изначально сравнительные и исторические социологические исследования рассматривали эти три подхода как взаимоисключающие, однако сейчас они всё чаще выступают как взаимодополняющие. Отталкиваясь от классических взглядов ключевых для экономической социологии теоретиков — Карла Маркса, Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма, — автор категоризирует современные сравнительные исследования в зависимости от их теоретической перспективы. Несмотря на разницу в подходах, все эти исследования объединяет индуктивная логика объяснения, предполагающая, что различия в экономической деятельности нельзя объяснить одним фактором.

Журнал «Экономическая социология» публикует перевод работы, которая ранее была опубликована в книге «The Handbook of Economic Sociology» («Хрестоматия экономической социологии») (2005).

Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 3. С. 37–81

Беунца Д., Старк Д. От диссонанса к резонансу: когнитивная взаимозависимость в финансовой математике

(перевод А.А Куракина)

В данной работе рассматривается трудноуловимое социальное измерение финансовой математики (quantitative finance). В течение трёх лет авторы статьи вели наблюдения за работой торгового зала крупного инвестиционного банка, где происходила купля-продажа деривативов, и обнаружили: трейдеры применяют особые модели, чтобы на основании информации о ценах на акции вывести предположения о том, что думают конкуренты. Трейдеры используют эти предположения для поиска возможных ошибок в собственных моделях. Также было обнаружено, что такая практика рефлексивного моделирования увеличивает прибыль, поскольку обладает потенциалом превращения цены в движущую силу распределённой когнитивной способности (distributed cognition). Однако ей также присуща опасная форма когнитивной взаимозависимости (cognitive interdependence): когда значительное число трейдеров упускают из виду какой-либо ключевой вопрос, статус их позиций даёт ложную уверенность тем из них, кто думает сходным образом, и нарушает тем самым свою же рефлексию. Таким образом, в случаях, где доминирует однообразие, диссонанс порождает резонанс. Анализ показывает, как практики, рождённые осторожностью, могут приводить к самоуверенности и коллективным просчётам. Вклад данного исследования в экономическую социологию состоит в том, что в анализ был включён социотехнический фактор, который учитывает новые формы социальности, привнесённые финансовыми моделями, ― разукоренённые, но переплетённые; анонимные, но коллективные; обезличенные, но тем не менее безусловно социальные.

Экономическая социология. 2016. Т.17. №2. С. 50-87

Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века

(перевод А.А Куракина под науч.ред В.В. Радаева)

Журнал публикует главу 9 — «Глобализация» — книги Н. Флигстина. Автор задаётся вопросом, почему в условиях нарастающей глобализации не происходит конвергенции организационных форм на национальном уровне. Для поиска ответов на этот вопрос Н. Флигстин использует аналитические инструменты политико-культурного подхода. В качестве основных задач представляемой главы автор обозначает выработку рабочих определений глобализации, а также обзор аргументов, свидетельствующих о том, что сторонники глобализации преувеличивают масштабы её влияния на организацию производства, роль государств в обеспечении граждан и социальную стратификацию.

Экономическая социология. 2013. Т.14. №3. С. 64-95

Хэннан М., Фримен Дж. Популяционная экология организаций

(перевод Г.Б. Юдина под науч. ред. В.В. Радаева, Г.Б. Юдина)

В данной статье популяционная экология предлагается на роль альтернативы преобладающему в настоящее время адаптационному подходу к отношениям между организацией и средой. Поскольку организационная структура находится под сильным инерционным давлением, при построе-нии моделей целесообразно отталкиваться от процессов конкуренции и отбора в популяциях организаций. В работе предлагаются некоторые модели такого рода и обсуждаются трудности, связанные с их применением для изучения проблемы соотношения между организаций и средой.

Экономическая социология. 2013. Т.14. №2. С. 42-72

Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века

(перевод А.А. Куракина)

Рыночные общества создали больше богатства и больше возможностей для большего количества людей, чем любая другая форма человеческой социальной организации. Однако мы по-прежнему игнорируем соображение о том, что рынки как таковые являются социальными конструкциями, которые требуют широкой институциональной поддержки. Представляемая новаторская книга призвана восполнить отмеченное упущение, то  есть осмыслить современный капитализм, создав для этого социологическую теорию рыночных институтов. Сфокусировавшись на неукротимом динамизме, свойственном капитализму, один из ведущих экономсоциологов Нил Флигстин утверждает, что механизмом, приводящим в движение любой рынок и его акторов, даже в условиях конкуренции, является их стремление к стабильности.
«Архитектура рынков» представляет область экономической социологии, которая включает крупные и современные эмпирические исследования, противостоящие неоклассической модели совершенной конкуренции, но при этом не имеет достаточно целостной теории. Флигстин предлагает такую теорию. Автор не ограничивается исследованием глобализации и информационной экономики; он сосредоточивается на анализе конкретных вопросов, характерных для американского капитализма в конце XX  столетия, среди которых его особенно привлекают слияния и поглощения 1980-х  гг. Флигстин расширяет применение «теории полей», связывающей формирование рынков и акторов с проблемой стабильности. Предлагаемый автором политико-культурный подход объясняет, почему государство играет важную роль для рынков и почему существует такое разнообразие национальных капитализмов. Государства способствуют стабилизации рынков, например, создавая правовой порядок и предотвращая классовую борьбу. Строительство государства и строительство рынка идут рука об руку.
Флигстин показывает, что рыночные акторы в сильной степени зависят от государства и членов общества, определяющих социальные условия, в которых производится богатство. Автор демонстрирует, что системы, благоприятствующие социальной справедливости и эффективному распределению ресурсов, могут создавать стабильные рынки и способствовать экономическому росту в той же степени, что и менее эгалитарные системы. Данная книга несомненно занимает важное место среди классических работ по капитализму. Экономисты, социологи, политические деятели и все те, кто интересуется механизмами функционирования реальных рынков, не утратят интерес к книге на протяжении многих лет. Журнал публикует первую главу книги Н. Флигстина  — «Возвращая социологию» («Bringing Sociology Back In»). В  ней обозначены ключевые теоретические вопросы, которые, по мнению автора, вносят важный вклад в утверждение социологии рынков как самостоятельной области исследований и определяют её отношения с экономическими теориями.

Экономическая социология. 2013. Т.14. №1. С. 28-53

Рюшемайер Д., Эванс П. Государство и экономические преобразования: к анализу условий эффективного государственного вмешательства

(перевод Г.Б. Юдина под науч. ред В.В. Радаева, Г.Б. Юдина)

Данная работа синтезирует ключевые социологические идеи относительно условий эффективности государственного вмешательства в экономику. Основное внимание уделяется двум факторам — наличию единого согласованного бюрократического аппарата и относительной автономии государства от интересов правящего класса. Ни действенная бюрократия, ни автономия государства не могут дать гарантии успеха государственных интервенций. Однако сравнительный исторический анализ позволяет выявить условия, при которых эти факторы способствуют или препятствуют реализации государственной политики.

Экономическая социология. 2011. Т.12. №3. С. 54-84

Уайт Х. Откуда берутся рынки?

(перевод Г. Б. Юдина, под науч. ред. В.В. Радаева, Г.Б. Юдина)

У рынков, на которых играют фирмы-производители, есть две стороны: производители представляют собой полносвязную клику, взаимодействующую с покупателями, которые рассматриваются как отдельная, но агрегированная клика (clique). Каждый производитель — отдельная фирма со своим собственным, отдельным продуктом. Каждый постоянно отслеживает реакции других с помощью совместной социальной конструкции, графика условий торговли (schedule of terms of trade). Каждый производитель руководствуется при определении объёма выпуска наблюдаемыми результатами других производителей, а не предположениями о гипотетической реакции покупателей на его собственные действия. Каждый производитель руководствуется в своих действиях исключительно собственным интересом, основываясь на наблюдении за действиями всех остальных производителей, которые в обобщённом виде представлены посредством процесса обратной связи. Это обобщение представляет собой график условий торговли, который только в предельных случаях редуцируется до постоянной цены.
Рынок возникает как структура ролей, в которой для каждой фирмы выделена своя ниша. Явные формулы — как для фирм, так и для рыночных агрегатов — получаются методами сравнительной статики для одного семейства предположений о структурах издержек и оценках отдельных продуктов покупателями. Но дело обстоит не так, что любой набор фирм может поддерживать устойчивые условия торговли с любым набором покупателей. Оказывается, что в параметрическом пространстве, которое будет детально определено, существует три основных типа рынков и три типа провалов рынка (market failures). Одна разновидность рынка (парадоксальный) напоминает о духе Мэдисон-авеню, вторая для нас более привычна (скрипящий), а третья (переполненный) представляет собой новую форму, которая не учитывается ни одной из существующих теорий рынков. В качестве иллюстрации используются 20 американских промышленных рынков, три из них рассматриваются более детально. Также обсуждается неравенство долей рынка у разных фирм, измеренное с помощью коэффициента Джини.

Ведреш Б., Старк Д. Структурные складки: продуктивный разрыв в пересекающихся группах

(перевод А.А. Куракина под науч. ред. В.В. Радаева)

В данной работе речь идет о том, как предпринимательская активность производит новое знание посредством рекомбинации ресурсов. В отличие от теории посредничества и закрытия (brokerage-plus-closure perspective), рассматривается пересечение структур сплочённых групп. В ней проанализированы сетевые процессы межгрупповой сплочённости (intercohesion), и, в результате, обнаруживается особая сетевая топология: структурная складка (structural fold). Акторы в такой структурной складке представляют собой множественных инсайдеров, усиливающих свободу доступа к разнообразным ресурсам. По данным исследования зафиксированы связи между персоналом 1696 крупнейших венгерских предприятий с 1987 г. по 2001 г. В качестве основных результатов работы авторы представляют то, что, во-первых, они проверили, способствует ли наличие структурных складок улучшению экономической результативности групп. Во-вторых, поскольку предпринимательство — это процесс продуктивного разрыва (generative disruption), они протестировали влияние структурных складок на нестабильность групп. В-третьих, от динамических методов анализа они в своей работе перешли к историческому сетевому анализу (historical network analysis) и показали, что согласованность является свойством переплетённых генеалогий сплочённости (interwoven lineages of cohesion), построенных посредством повторяющихся разъединений и воссоединений.

Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 4 С. 69 - 104.

Дор Р. Добрая воля и дух рыночного капитализма

(перевод А.Е. Шевчука под науч. ред. В.В. Радаева, Г.Б. Юдина)

В данной работе речь идёт о возможности построения капиталистического хозяйства на основе доброй воли. Автор показывает, что роль эгоистических мотивов в хозяйственной жизни обычно преувеличивается экономистами. В действительности взаимные долгосрочные обязательства, готовность опереться на добрую волю и отношенческая контрактация могут быть даже более успешным путём к эффективному управлению экономикой и улучшению качества жизни. Основным эмпирическим материалом выступают наблюдения автора за особенностями институциональной организации хозяйственной жизни в Японии. Практики отношенческой контрактации, основанной на доброй воле, существуют и в других странах и могут служить источником важных преимуществ в организации хозяйственной деятельности.

Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 3 С. 37–57.

Зелизер В.Человеческие ценности и рынок: страхование жизни и смерть в Америке XIX века

(перевод Е.С. Бердышевой под науч. ред. В.В. Радаева, Г.Б. Юдина)

В данной статье проводится качественный анализ исторических данных о развитии страхования жизни в Соединённых Штатах Америки в XIX в. Такой подход позволяет рассмотреть проблему установления денежных эквивалентов для таких элементов социального порядка, как смерть, которые определяются в культуре как нечто, стоящее выше финансовых взаимоотношений. На ранних этапах становления отрасли страхования жизни идея денежного оценивания человеческой жизни многими отвергалась, так как в ней видели осквернение, которое превращало священное событие смерти в обыкновенный товар. К концу XIX в. экономическое определение ценности смерти всё же стало более приемлемым, что обеспечило легитимность бизнесу по страхованию жизни. Однако денежное оценивание смерти не привело к её десакрализации; страхование жизни стало новой формой ритуала, сопровождающего смерть человека.

Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 2. С. 54–72.

Димаджио П. Дж., Пауэлл У. В. Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях

(перевод Г.Б. Юдина под науч. ред. В.В. Радаева, Г.Б. Юдина)

Что делает организации такими похожими? Мы утверждаем, что двигатель рационализации и бюрократизации сместился из сферы конкурентного рынка к сферам государства и профессий. Когда формируется поле, состоящее из совокупности организаций, возникает своеобразный парадокс: пытаясь изменить собственные организации, рациональные акторы делают их всё более и более похожими. Мы описываем три изоморфных процесса, приводящих к этому результату: принудительный, подражательный и нормативный. Затем мы выдвигаем гипотезы, касающиеся влияния, которое оказывают на изоморфные изменения ресурсная централизация и зависимость, неоднозначность целей и техническая неопределённость, а также профессионализация и структурация. В заключение мы предлагаем некоторые выводы для теории организаций и социальных изменений.

Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 1. С. 34–56.

Грановеттер М. Сила слабых связей

(перевод З. В. Котельниковой под науч. ред. В.В. Радаева, Г.Б. Юдина)

В статье предлагается использовать анализ социальных сетей в качестве инструмента для соединения микро- и макроуровней социологической теории. Предлагаемая методика рассматривается на примере изучения тех последствий, которые имеет на макроуровнетакой аспект микровзаимодействий, как сила диадических связей. Утверждается, что степень пересечения дружеских сетей двух индивидов находится в прямой зависимости от силы связи между ними. Исследуется, каким образом этот принцип воздействуетна распространение влияния и информации, на возможности мобильности и организацию сообщества. Особое значение придаётся той сплачивающей силе, которой обладают слабые связи. Большинство сетевых моделей в неявной форме имеют дело с сильными связями,и тем самым сфера их применения ограничивается рамками малых групп с четко определёнными границами. Обращение к слабым связям уже само по себе подталкивает к обсуждению отношений между группами и изучению сегментов социальной структуры, которые с  трудом поддаются определению в терминах первичных групп.

Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 31–50.

Коулман Дж. Введение социальной структуры в экономический анализ

(перевод А.А. Куракина под науч. ред. В.В. Радаева, Г.Б. Юдина)

Цель данной статьи - выявить некоторые социальные предпосылки, на которые опирается экономический анализ. Предполагается, что, с одной стороны, использование именно этих предпосылок позволило экономистам совершить столь важный вклад в социальную теорию, но с другой - дальнейший прогресс экономической теории во многом будет зависеть от модификации или даже отказа от подобных предпосылок. Функционирование экономических институтов и теория этого функционирования предполагают наличие доверия в качестве своего основания. Способен ли экономический анализ изучать поведение, когда мы больше не можем исходить из предпосылки о наличии этого доверия? Экономический анализ способен исследовать индивидуальное поведение, в основе которого лежит неполное доверие или уверенность. Но до сих пор экономический анализ не был способен учитывать социальную организацию доверия. Из-за того, что эта социальная организация в явном виде не включена в экономическую теорию, остаётся много важных для экономической науки проблем, которые не могут быть рассмотрены экономической теорией. Проблема такова: экономисты могут моделировать поведение на уровне индивидов, но редко способны совершить адекватный переход к поведению системы, образованной этими индивидами.

Экономическая социология. 2009. Т.10. №3. С. 33-41.

Каллон М., Меадель С., Рабехарисоа В. Экономика качеств

(перевод с франц. Г.Б. Юдина)

В экономике качеств акторы постоянно озабочены процессом (пере)квалификации продуктов и относительным позиционированием благ. Статья показывает, что в экономике качеств конкуренция на рынках организована вокруг двух основных механизмов: сингуляризации продуктов, а также формирования и разрушения привязанности потребителей к предлагаемым благам. Эта логика приводится в действие с помощью устройств распределённого познания, которым экономические агенты придают форму и которые всё время искусно подстраивают спрос и предложение друг под друга. Экономика качеств развивается в сфере услуг, и в особенности в тех секторах, где широко задействуются Новые Информационные и Коммуникационные Технологии (ИКТ). В экономике качеств организация и функционирование рынков - это проблемы, которые социальные учёные и акторы решают совместно.

Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI, №4.

Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге

(перевод В.В. Радаева, Г.Б. Юдина)

Клиффорд Гирц (Geertz, Clifford James) - американский антрополог и социолог (1926-2006). С 1970-х годов преподавал в Принстонском университете. Является автором двенадцати книг, включая такие, как «Религия на Яве» (1960); «Наблюдаемый ислам: религиозное развитие в Марокко и Индонезии»; «Интерпретация культур: избранное» (1973, 2000); «Политика культуры, азиатская идентичность в расколотом мире» (2002).
В данной работе описываются некоторые принципы функционирования восточного базара. Базарная экономика обладает рядом особенностей, которые отличают её как от совершенного рынка, так и от нерыночного хозяйства. Ключевое значение на базаре приобретают поиск и защита информации. Эффективность поиска зависит от умения пользоваться двумя основными поисковыми процедурами - клиентелизацией и торгом. Базар лишь по видимости является хаотичным скоплением людей, а на деле представляет собой сложную структуру связей между участниками, находящимися в тесных отношениях конкуренции и взаимозависимости.

Экономическая социология. 2009. Т.10. №2. С. 54-62. 

Старк Д. Гетерархия: организация диссонанса

(перевод А.А.Куракина под науч. ред. В.В. Радаева)

Первая глава новой, ещё неопубликованной книги Дэвида Старка «Смысл диссонанса: оценки ценности в хозяйственной жизни» посвящена тем вызовам, с которыми сталкивается современная организация, и тем изменениям, которые происходят внутри организаций в ответ на эти вызовы. Одной из ключевых сегодня является проблема поиска. При этом по-настоящему фундаментальный вызов рождается таким типом поиска, в процессе которого мы даже не знаем, что, собственно, мы ищем, однако сразу распознаём искомое, как только его обнаружим. Всё это образует, в терминах Джона Дьюи, запутанную ситуацию. Основная мысль автора такова: вместо того чтобы избегать запутанных ситуаций, организации могут воспользоваться ими. Вместо того чтобы просто реагировать на возникающие время от времени ситуации извне, организации могут поощрять такие организационные формы, которые бы снова и снова производили неопределённые ситуации внутри самой организации. Старк утверждает, что часто это и происходит на самом деле - в организационных формах, отличных как от командной иерархии, так и от концептуальной иерархии когнитивных категорий. Такие формы называются гетерархией (heterarchy).

Экономическая социология. 2009. Т.10. №1. С. 57-89.

Буайе Р., Бруссо Э., Кайе А., Фавро О. К созданию институциональной политической экономии

(перевод В.В. Радаева под науч. ред. М.С. Добряковой)

Это своего рода Манифест, написанный профессором Аленом Кайе по итогам серии лекций, прочитанных в 2005 г. в Индонезии ведущими представителями неортодоксальных школ экономической мысли Франции. Первоначально текст был написан по-английски. А в 2007 г. была опубликована его французская версия в альманахе La Revue du MAUSS. Вскоре появился и испанский перевод. К первоначальной группе экономистов, подписавших данный документ - Эрику Бруссо, Роберу Буайе, Алену Кайе и Оливье Фавро вскоре присоединились другие известные неортодоксальные экономисты и экономсоциологи.

Экономическая социология. 2008. Т.9. №3. С. 17-24.

Дор Р. Различия японской и англо-саксонской моделей капитализма

(перевод А.В. Шевчука под науч. ред. М.С. Добряковой, В.В. Радаева)

Автор продолжает тему множественности моделей современного капитализма, которая обрела особую популярность в 1990-2000-е годы как антитеза абстрактным рассуждениям о всеобщей глобализации. Статья представляет собой сравнительный анализ англосаксонской и японской моделей организации фирмы и ее позиционирования на рынке. Здесь сталкиваются взгляд на фирму как преимущественно собственническую структуру и подход к фирме как единому сообществу, деятельность которого в свою очередь может быть подчинена интересам менеджеров или интересам работников.

Экономическая социология. 2008. Т.9. №1. С. 65-78.

Аболафия М. Как вырабатывается понимание экономического спада: интерпретативная теория хозяйственного действия

(перевод А.А. Куракина под науч. ред. М.С. Добряковой, В.В. Радаева)

Читая текст, мы попадаем на заседания Комитета Федеральной Резервной системы США, на котором принимаются ключевые решения в отношении денежной политики. Выясняется, что разработка денежной политики крайне далека от механического процесса агрегирования индивидуальных предпочтений лиц, призванных принимать ответственные решения. Речь идет о сложном процессе согласования множественных соображений и интересов, участники которого изначально ориентированы на достижение консенсуса и легитимацию своих действий в глазах специалистов и широкой общественности.

Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 5. С. 55-73.

Бейкер У., Фолкнер Р., Фишер Дж. Риски рынка: продолжение и разрыв межорганизационных рыночных связей

(перевод З.В. Котельниковой под науч. ред. М.С. Добряковой, В.В. Радаева)

Предлагаемая авторами теория рынка как межвременного процесса интегрирует множество разных теоретических направлений. На основе метода анализа событий авторы изучают разрыв организационных связей между рекламными агентствами и их клиентами, осуществляемый под воздействием трех движущих сил рынка: конкуренции, властных отношений и институционального принуждения. Неформальные «правила обмена», институционализированные на «этапе формирования» рынка рекламных услуг, предполагают «эксклюзивное партнерство» (поддержание отношений с одной фирмой-подрядчиком) и лояльность (редкую смену одной фирмы на другую). Результаты исследования показывают, что в большинстве случаев отношения рыночного обмена между рекламными агентствами и их клиентами являются эксклюзивными и сохраняются на протяжении нескольких лет; однако конкуренция, властные отношения и институциональное принуждение оказывают на них свое воздействие, поддерживая или подрывая эти правила. Институциональное принуждение преимущественно снижает риск разрыва отношений между клиентом и агентством. Наиболее влиятельные рекламные агентства мобилизуют ресурсы, чтобы увеличить стабильность связей, в то время как влиятельные клиенты ведут себя по-разному, мобилизуя ресурсы с целью увеличить или, наоборот, уменьшить эту стабильность. Конкуренция - самая слабая рыночная сила, но ее воздействие вполне определенно и важно: она всегда увеличивает риск разрыва отношений. Вывод заключается в том, что рынок институционализируется через повторяющиеся несовершенные модели обмена, поскольку конкуренция и изменение норм, регулирующих продолжительность рыночных связей, дестабилизируют рыночные взаимоотношения.

Де Ваан М.Ведреш Б.Старк Д.

 

Игры-события: топология креативности

2016. Т. 17. № 4. С. 53–99 [содержание номера]

Авторы статьи ищут структурные основания успеха в коллективных проектах. В данной работе они продолжают использовать ранее разработанные ими понятия «структурные складки» и «продуктивное напряжение», однако делают шаг вперёд в своём подходе, не ограничиваясь рассмотрением социальной структуры, а включив в анализ когнитивные переменные. Статья посвящена исследованию социологических факторов, объясняющих, почему творческим командам удаётся создавать игры-события ― культурные продукты, которые не только стоят особняком как самобытные, но и признаны критиками выдающимися. Авторы выстраивают свою работу на понятии «структурные складки» как сетевом свойстве сплочённой группы, отдельные члены которой одновременно являются членами другой сплочённой группы. Гипотеза состояла в том, что эффект воздействия структурных складок на вероятность создания игры-события будет особенно сильным в том случае, когда пересекающиеся группы когнитивно разнородны. Измерив социальную дистанцию независимо от когнитивной, а самобытность — независимо от признания критиков, авторы тестируют свои гипотезы о структурных складках и когнитивном разнообразии на основе анализа команд, собиравшихся для производства 12 422 видеоигр, а также 139 727 карьер разработчиков видеоигр. Когда структурные складки дополнены когнитивным разрывом, они способны направлять и мобилизовать продуктивное напряжение правил, ролей и кодов, которые способствуют успешной инновации. Сетевые связи служат не только трубами и призмами, но и источником инструментов и напряжения.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Rambler's Top100