• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Состоялась восьмая летняя школа «Экономическая социология: поворотные моменты»

Пандемия COVID-19 нарушила биеннальную традицию летних школ Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), начало которой было положено в 2007 г. Однако в этом году практика летних мероприятий возобновилась. С 1 по 4 июля 2022 года в Учебном центре НИУ ВШЭ “Вороново” состоялась 8-ая Летняя школа ЛЭСИ “Экономическая социология: поворотные моменты”.

Состоялась восьмая летняя школа «Экономическая социология: поворотные моменты»

© Екатерина Воробьева
В летней школе приняли участие сотрудники ЛЭСИ, студенты и приглашённые эксперты. Целью этой школы стало осмысление вектора движения Лаборатории экономико-социологических исследований и кафедры экономической социологии в текущее, наполненное вызовами, время. Вместе с тем было важно найти ответы на накопившиеся вопросы об актуализации концепции ЛЭСИ. Форматы работы на протяжении четырёх дней были разные: от практико-ориентированных сессий по освоению основ парсинга в Python и обсуждения инструментария будущих прикладных исследований до обзора китайской социальной мысли и исследовательского мейнстрима в социологии ОАЭ. 

Первый день

Открылась школа сессией вопросов и ответов заведующего Лабораторией Вадима Радаева. В своём выступлении он ответил на волнующие многих сотрудников ЛЭСИ вопросы о настоящем и будущем университета, науки и преподавания, а также поделился последними важными для него литературными открытиями. За этой сессией последовала обстоятельная лекция Анны Кругловой “Марксизм, либерализм, конфуцианство: новейшая история Китая и китайская социальная мысль”. В ней Анна Круглова рассказала об идеалах и культурном коде китайцев, обозначила основные этапы развития китайской социологии и их связь с современной политической историей КНР, а также раскрыла ключевые моменты организации китайской науки.

Второй день

Второй день летней школы был преимущественно прикладным: он начался с коллективный работы над анкетой для предстоящего опроса ЛЭСИ о стратегиях российского населения по совладанию с кризисом. Под руководством Вадима Радаева и Зои Котельниковой участники предлагали идеи общей логики анкеты, характер вопросов и теоретического вклада исследования.

Затем с лекцией об образовательных программах и исследовательском мейнстриме в социологии Объединённых Арабских Эмиратов выступила ведущий ассоциированный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта и профессор Университета Объединённых Арабских Эмиратов Татьяна Карабчук.

После обеда и до позднего вечера участники увлечённо осваивали основы интеллектуального анализа данных (data mining) под чутким руководством доцента кафедры методов сбора и анализа социологической информации Алексея Ротмистрова (кажется, вслед за 7-ой Летней школой 2019 года эта также стала перевёрнутой). Целью мини-курса по data mining стало научиться принципам парсинга с помощью Api YouTube. Занятия были построены новаторски и очень удобно как для преподавателя, так и для обучающихся: участники смотрели заранее записанные видеопособия на YouTube-канале Алексея Ротмистрова и параллельно выполняли задания для отработки материала. При этом преподаватель помогал справиться с логикой анализа и техническими нюансами на платформе Webinar, а также и лично консультируя каждого присутствующего.

Завершился день просмотром и интереснейшим обсуждением фильма “Не смотрите наверх” (2021, реж. А. МакКей). В ходе дискуссии были высказаны впечатления, варианты интерпретаций фильма и рефлексия об увиденных сюжетах.

Третий день

До обеда третьего дня школы участники продолжали “питонить”, но в этот раз им предстояло освоить более сложные инструменты и пакеты, разобраться в устройстве html кода. Мини-курс по data mining завершился признанием ценности парсинга для сбора эмпирических данных и торжественным обещанием оставаться на связи и продолжать осваивать методы интеллектуального анализа данных. Вместе с тем было отмечено, что новейшие технологии должны использоваться как инструмент, но не цель социологического исследования.

После обеда участники школы обсуждали структуру курсов образовательной программы “Социология” и специализации “Экономическая социология”. Проделав большую работу по систематизации текущих программ учебных дисциплин 3-4 курсов бакалавриата и проведя опрос среди студентов этих курсов, Яна Рощина предложила переосмыслить текущую организацию образовательного процесса. В обсуждение были активно вовлечены как преподаватели, так и студенты.

Завершился день передачей международного опыта от студентов преподавателям: Никита Нам по мотивам года обучения по программе международного академического обмена в Эдинбургском университете изложил видение современной социологической академии британскими профессорами. Затем Валерия Кондратенко и Екатерина Пилипенко описали текущие вызовы онлайн-обучения глазами студентов. Их выступление было наполнено инсайтами из образовательной практики в Болонском университете, которые привезла с академического обмена Валерия, и сопровождалось оживлённой дискуссией о преимуществах и недостатках онлайн-формата обучения.

Четвертый день

Четвёртый день Летней школы ЛЭСИ состоял лишь из двух сессий. Сперва участники продолжили обсуждение анкеты нового опроса Лаборатории, но в этот раз дискуссия была сфокусирована на конкретных темах, вопросах анкеты и шагах реализации проекта.

Затем состоялось подведение итогов Летней школы. Как отметил Вадим Радаев в своём заключительном слове, конечной целью всех школ Лаборатории экономико-социологических исследований всегда были личный рост и саморазвитие каждого из участников при поддержке коллектива. И подводя итоги школы, участники подчёркивали, как много они взяли из прошедших четырёх дней. Кажется возможным заключить, что цель 8-ой Летней школы ЛЭСИ была успешно достигнута. Каждый вынес для себя и прикладные навыки, и осознание вектора движения в академической и преподавательской деятельности, и ощущение поддержки со стороны экономико-социологических единомышленников. Однако, как было справедливо отмечено, это было только началом – теперь всем предстоит рефлексия по поводу произошедшего и реализация намеченных целей.

Rambler's Top100