Летняя "Перевернутая школа: студенты учат профессоров"
С 8 по 12 июля 2019 года в Учебном центре «Вороново» прошла седьмая Летняя школа Лаборатории экономико-социологических исследований. В ней приняли участие научные сотрудники лаборатории, стажеры-исследователи, а также приглашенные эксперты: Татьяна Черкашина из Новосибирского государственного университета и Татьяна Карабчук из Университета Объединенных Арабских Эмиратов.
Впервые ЛШ была организована как «перевернутая школа» под лозунгами: «Перевернем привычный порядок!», «Никогда не поздно сесть за парту!», «Дадим слово новому «молчаливому» поколению!», «Объясним профессорам, что именно нужно делать!». Большинство секций готовили и модерировали студенты – стажеры-исследователи Лаборатории.
Начало школы
Школа началась с установочного выступления Вадима Радаева. Он отметил, что школа является в первую очередь площадкой для рефлексии и проектирования собственной деятельности, как индивидуальной, так и коллективной. Также он подчеркнул особенность седьмой летней школы – особое внимание к точке зрения студентов на университет и роли преподавателя в нем.
Далее участники смогли познакомиться друг с другом в формате ice-breaking тренинга. Объединившись в пары, они размышляли на тему того, что для каждого значит личностный и профессиональный рост через пять лет и через один год, а также какие ресурсы им необходимы для достижения этого роста.
Особенности «поколения студентов»
Прежде чем дать слово молодому поколению, решили обсудить проблемы этого поколения. Для этого, во время вечернего семинара в первый день школы использовали книгу Уилла Сторра «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет». По мнению автора, социальный перфекционизм становится ключевой характеристикой современного общества, особенно важной для нынешней молодежи. Под перфекционизмом в данном случае понимается не добросовестность и скрупулезность, а нарастающее давление общества, побуждающее каждого соответствовать завышенным, изначально недостижимым идеалам и образцам. Соцсети поощряют перфекционистскую демонстрацию, создающую ощущение всеобщего счастья, способствуя появлению множества негативных последствий – страх неудачи, фрустрация, прокрастинация, недовольство собственным телом.
Моделям поведения, альтернативым социальному перфекционизму, было посвящено обсуждение фильма «Yellow Submarine». По мнению модератора Бориса Белявского, в фильме представлена альтернатива модели neoliberal self, представляющей человека вечно максимизирующим собственную полезность, автономным от внешних обстоятельств. Эта альтернатива состоит в восприятии себя как самоценного мира, социальной интеграции, вере в добро как фундаментальной ценности и возможности изменения мира ненасильственными средствами, например, через музыку, вместе с которой происходит распространение всеобщей любви.
Современные тенденции в образовании: как реагировать?
Переступая порог университета, поколение студентов приносят новые ожидания об устройстве учебного процесса и роли преподавателя в нем. Участники школы обсудили, как реагировать на новые запросы со стороны студентов.
Одна из тенденций - индивидуализм студентов, ориентация на личные результаты и личный успех, нежелание работать в коллективе. При этом многие курсы предполагают коллективную работу над проектами. Вовремя обсуждения были предложены варианты, которые можно разделить на два типа. Можно пойти вслед за тенденцией – делать коллективы меньше и оставлять больше возможностей для индивидуальной работы. Другой вариант – поработать над вовлечением студентов в коллективную деятельность, замотивировать их тем, что во время работы в коллективе тренируютсяsoftskills, полезные и на работе, и в повседневной жизни.
Другая особенность современных студентов – прагматическое мышление. Они думают – что прохождение курса или чтение статьи даст мне в итоге? В этой ситуации преподавателю важно заинтересовать студентов, поэтому больше внимания во время занятий следует уделять тем темам и концептам, которые небезразличны преподавателю и о которых он/она может захватывающе рассказать. Также были предложены более вовлекающие форматы чтения, в том числе с использованием технических средств: mindmaps для разработки концептуальных схем на основе литературы, платформа Perusall для группового чтения текстов и подготовки к их обсуждению в аудитории.
Кроме того, студенты интересуются, как образование пригодится для будущей карьеры. При этом университет скорее ориентирован на обучение академическим навыкам. Тем не менее, эти навыки можно позиционировать как general skills, которые нужны каждому человеку – умение выявлять значимые проблемы, давать внятные объяснения происходящему, способность к критическому мышлению, эффективной и этичной коммуникации.
Участники школы затронули и другой вопрос, связанный с выходом на рынок труда – как совмещать академическую деятельность и работу вне университета? В рамках одного из мероприятий школы модераторы представили разные траектории такого совмещения. Участники пришли к выводу, что если работа связана с академическими интересами, такое совмещение приносит наибольшее удовлетворение.
Организация учебного процесса: возможности улучшения
Отдельной темой для обсуждения стала организация учебного процесса в рамках образовательных программ, осуществляемых в Вышке.
Были предложены направления улучшения магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков»: увеличить возможности выбора курсов и создания индивидуальной образовательной траектории, продумать работу с разнородными группами поступающих студентов и мероприятия по адаптации поступающих к академической среде в ВШЭ.
Также предложили улучшить организацию научно-исследовательской работы в рамках НИСов – вовлечь больше людей в обсуждение на занятиях, сделать более ясными критерии оценивания, особенно для качественных исследований.
Яркую критику аспирантской программы по социологическим наукам представила Регина Решетеева. Она обратила внимание на отсутствие специализированных курсов для аспирантов, а также чрезмерную отчетность в формате периодических аттестаций. Основная идея – аспирантуру хотелось бы видетьплатформой для продуктивной работы над диссертацией в кругу коллег, а не институтом, который «надзирает и наказывает» нерадивых аспирантов.
Отдельное обсуждение было посвящено практикам, принятым в зарубежных университетах, которые отметили вышкинцы, ездившие на академическую мобильность. Были рассмотрены следующие различия обучения в Вышке и зарубежных вузах: формат занятий и оценивания, объем литературы для чтения, особенности общения с преподавателями. Во время обсуждения возник, в том числе, и такой вопрос: как устроить образовательный процесс так, чтобы студенты были в постоянном тонусе, но при этом не доходили до нервных срывов? Простых ответов на этот вопрос не обнаружено.
Коммуникация в академическом сообществе и за его пределами
Вопросы коммуникации между преподавателями и студентами не раз поднимались во время школы. Особенно актуальны эти проблемы для только что поступивших студентов. Участники школы отметили, что необходимо проводить академическую адаптацию для студентов, поступающих на программы бакалавриата. Так они будут лучше понимать, что такое университет и чем занимаются его сотрудники, какие есть особенности коммуникации в академической среде и к кому можно обратиться в случае возникновения трудностей.
Коммуникации между студентами и научными руководителями был посвящен отдельный тренинг. Участники разыгрывали ситуации общения студентов и научных руководителей, при этом в каждой ситуации один или другой создавал проблемы в коммуникации. Оказалось, что коммуникация дается легче, если сконцентрироваться на пользе для исследования, а не на эмоциях и межличностных отношения.
Обсуждалось также налаживание связей с коллегами из Вышки и других университетов. На одной из секций модераторы отметили, что «в науке одиночкам уже не место». Это особенно важно, поскольку большая часть профессионального знания передается неформально, вдобавок, публикации, написанные в соавторстве, хорошо цитируются. ЛЭСИ стоит наращивать сеть людей вокруг лаборатории: из бывших стажеров, партнеров по исследовательским проектам из других университетов, клиентов-заказчиков, и т.д.
Отдельная секция была посвящена отношениям экономсоциологов и специалистов, работающих с большими данными. С одной стороны, специалисты часто не понимают проблематику исследований экономсоциологов и их методы. При этом их исследования могут затрагивать темы, близкие к интересам экономсоциологов, но они не пользуются понятийным аппаратом, разработанным в рамках дисциплины. Вопрос «как объяснить друг другу, чем мы занимаемся» остается открытым.
Итоги школы
Последний день школыбыл посвящен финальнойрефлексии. Участники поделились впечатлениями от летней школы и идеями для индивидуальной и коллективной деятельности, которые возникли в ходе обсуждений. Можно с уверенностью сказать, что цель школы «рефлексировать и проектировать деятельность» была достигнута. Следующий шаг – реализация задуманного!
Репортаж подготовила Ксения Семыкина, стажер-исследователь ЛЭСИ НИУ ВШЭ
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.