• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новые поколения – зеркало происходящих перемен»: встречайте книгу Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»

Книга развивает поколенческую проблематику через фокус на взаимодействии преподавателей и студентов в пространстве современного университета

«Новые поколения – зеркало происходящих перемен»: встречайте книгу Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»

© ИД ВШЭ

Несколько лет назад  Вадим Радаев выдвинул гипотезу о «втором социальном переломе», который был ознаменован радикальными поколенческими сдвигами. Его семинары, лекции и статьи на эту тему привлекли неподдельный интерес слушателей, читателей и журналистов. Потребность в переосмыслении реальности и стремление автора объяснить поколенческие изменения нашли выход в написании книги о миллениалах, которая стала одной из самых заметных в потоке современной отечественной литературы.  К слову, она вошла в  лонглист премии «Просветитель»  и  победила в номинации «Высокая культура издания» на IX Общероссийском конкурсе изданий для вузов «Университетская книга-2020».

Теперь, в продолжение межпоколенческого анализа Вадим Радаев сосредотачивается на отношениях между преподавателями и студентами. В новой книге "Преподавание в кризисе"

он обосновывает идею кризиса в современном преподавании, связанного с приходом в университет в 2010-е годы новых поколений студентов. Этот кризис выражается в подрыве традиционной текстовой культуры и прогрессирующем отказе от накопления культурного багажа, в возникновении альтернативных образовательных возможностей и новых требованиях к упаковке образовательного материала, в возрастающих сложностях с удержанием внимания обучающихся и размывании их устойчивой мотивации, в заметном снижении авторитета преподавателя и все более настойчивых попытках поставить под вопрос способы оценивания образовательных результатов, в распространении новой этики и усиливающемся желании студентов защищать собственные права.

Кризис лишь усугубился в период пандемии коронавируса, когда к перечисленным злободневным темам добавились другие, специфика которых состоит в том, что всеобщий форсированный «переход в онлайн» стал дополнительным серьезным испытанием для отношений между преподавателями и студентами.

Помимо детального разбора многочисленных оснований возникшего кризисного состояния, в книге формулируются общие принципы, на которые могли бы опереться нынешние преподаватели. Автором также предлагается ряд практических советов из накопленного личного опыта, и обсуждается вопрос о том, зачем вообще нужно преподавать.

Публикацию книги предваряла череда тематических открытых лекций, которые вызвали широкий резонанс среди слушателей. Это побудило автора продолжить дискуссию уже на страницах книги.

Ознакомиться с демонстрационной версией книги можно на сайте издательского дома Высшей школы экономики.

Посмотреть видеозаписи тематических выступлений Вадима Радаева можно по ссылкам:

Открытая лекция на тему «Страсти по оценкам: что происходит вокруг оценивания студентов» в рамках проекта «Teach for HSE», январь 2022 г.

Рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований на тему «Куда движется университет?», декабрь 2021 г.

Мастер-класс «Как и зачем побуждать студентов к чтению академических текстов: опыт использования Perusall.com» в рамках Teachers’ Day 2021, сентябрь 2021 г.

Открытая лекция на тему «Кризис современного преподавания» в рамках проекта «Teach for HSE», июнь 2021 г.

Ключевой доклад на круглом столе «Как преподавать новым поколениям студентов?» в Европейском университете, октябрь 2020 г.

Открытая лекция на тему «Зачем я преподаю?» в рамках проекта «Teach for HSE», январь 2020 г.

Мастер-класс «Можно ли побудить студентов читать сложные академические тексты: первый опыт использования гарвардской программы Perusall.com», декабрь 2019 г.

Открытая лекция на тему «Как учить новые поколения студентов» в рамках проекта «Teach for HSE», январь 2019 г.

Участие в дискуссии круглого стола «Пять моих главных вызовов в преподавании» в рамках проекта «Teach for HSE», сентябрь 2017 г.

Rambler's Top100