• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вадим Валерьевич Радаев рассказал о том, как побудить студентов читать сложные академические тексты

Вадим Валерьевич Радаев рассказал о том, как побудить студентов читать сложные академические тексты

11 декабря на площадке проекта «Преподаем в Вышке / Teach for HSE» прошел мастер-класс Вадима Валерьевича Радаева «Можно ли побудить студентов читать сложные академические тексты: первый опыт использования гарвардской программы Perusall.com».

Трудности, с которыми сталкиваются современные студенты при чтении сложных академических текстов Вадим Валерьевич обозначил как проблему межпоколенческой динамики. По сравнению с предшествующими поколениями, воспитанными в книжной культуре, миллениалы, взрослевшие в эпоху цифровых трансформаций, совершенно по-другому воспринимают процесс чтения. Современные молодые взрослые не привыкли к длительному и упорному труду над академическими произведениями, им сложно искать глубинные смыслы, заложенные в текстах авторов, студентам проще работать с «готовыми к употреблению» материалами, в то время как качественное социально-гуманитарное образование требует иных компетенций. Все это бросает новые вызовы современным преподавателям высшей школы, по инерции прибегающим к традиционным способам обучения, к сожалению, не всегда актуальным для нынешнего поколения студентов.

Испытывая неудовлетворенность сложившейся ситуацией вокруг студенческого чтения, Вадим Валерьевич на протяжении всей своей преподавательской деятельности последовательно изменял форматы подготовки к учебным семинарам, однако ни один из них не приносил желаемого результата. Студенты по-прежнему мало читали, выборочно готовились к семинарским занятиям, редко задавали содержательные вопросы по тем или иным текстам. Пребывая в непрерывном поиске новых, неопробованных форматов организации учебного процесса, Вадим Валерьевич обратил внимание на презентованный в рамках летней школы ЛЭСИ опыт совместной работы студентов и преподавателей над текстами в программе «Perusall.com». В результате, с началом нового учебного года программа стала применяться на читаемой им дисциплине «Экономическая социология».

Вадим Валерьевич поделился, что в рамках работы в программе им организуется совместное комментирование размещенных на электронной платформе произведений российских и зарубежных ученых. Первые результаты этого опыта указывают на позитивную динамику в чтении сложных академических текстов, которое стало более осмысленным. Увеличение студенческой активности, появление обратной связи и большего числа содержательных вопросов от студентов, говорит о высоком потенциале применения программы «Perusall.com» для организации продуктивных семинарских занятий в социально-гуманитарных дисциплинах.

Безусловно опыт Вадима Валерьевича может пригодиться тем, кто ищет возможности улучшения качества преподавания и достижения продуктивности работы студентов с длинными академическими произведениями. Остается надеяться, что инициатива автора мастер-класса получит дальнейшее развитие и станет толчком к новым идеям, связанным с совершенствованием учебного процесса в университете.

Rambler's Top100