• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Как учить новые поколения студентов?»: завершился очередной курс проекта Teach for HSE

«Как учить новые поколения студентов?»: завершился очередной курс проекта Teach for HSE

© © Высшая школа экономики

Финальную лекцию курса «Teach for HSE: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» прочитал первый проректор НИУ ВШЭ, профессор Вадим Радаев. Выступление, посвященное современным проблемам преподавания, а также их решению, мог послушать любой желающий. Открытая лекция прошла в онлайн-формате сразу на двух платформах: Youtube и Zoom. Всего в ней приняли участие более 400 преподавателей из разных кампусов Вышки, а также представители других университетов.

«Как учить новые поколения студентов?» — поиску ответа на этот вопрос была посвящена лекция Вадима Радаева. Он рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются преподаватели в последнее десятилетие, а также поделился своими практиками их решения.

О проблемах

По мнению Вадима Радаева, заведующего кафедрой экономической социологии, одна из ключевых проблем — нежелание студентов читать и разбирать сложные академические тексты, а на этом основывается обучение в социально-гуманитарных науках. «Когда мы были студентами, наше обучение строилось на длинных сложных текстах: так мы осваивали науки и мир. Сейчас мы тоже пытаемся преподавать студентам через длинные сложные тексты, ведь все у нас базируется на книжной культуре. Но нынешние студенты не склонны пробиваться через эти тексты и добывать суть и не собираются этим заниматься, — говорит профессор. — Формируется другое отношение к тексту: не как к источнику сокрытого, чуть ли не сакрального, смысла, а как к источнику информации, которая должна быть нарезана, упакована и готова к употреблению. И возникает вопрос: нужно ли отказываться от длинных текстов и переходить на дайджесты?».

Вадим Радаев
© Высшая школа экономики

Кроме того, как отметил спикер, в последнее десятилетие менялись способы обучения. Если раньше студентам приходилось искать источники информации, «вгрызаться» в материал, разбирать его и пытаться запомнить, то теперь ничего этого не нужно. «Мы постоянно слышим от преподавателей, что молодые люди приходят в бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и не знают элементарных вещей, не имеют культурного багажа. Наше возмущение понятно, но в ответ мы получаем тихий вопрос: „Зачем нужно это помнить, если информацию  можно получить в одну секунду, не сходя с места?“. Частное проявление этой проблемы — неумение, нежелание задавать вопросы. Я спрашивал у студентов, почему так происходит. Один из ответов: “Зачем учить, если это можно прогуглить?” А мы считаем, что умение задавать вопросы является элементом критического мышления», — объясняет Вадим Радаев.

Вместе с тем снижается роль профессиональной экспертизы, роль преподавателя. Раньше преподаватель был значимой фигурой, носителем практически сакрального знания, а сейчас происходит постепенное вымывание квалифицированных посредников (преподаватель — один из них).

Конечно, каждый из нас знает по предмету в разы больше, чем студенты, но знать больше интернета — невозможно

Раньше источники знания были дефицитны, а сейчас возникло множество опций (и для самообразования в том числе), и их становится все больше Это ведет к ситуации, когда эффективность высшего образования для будущей карьеры начала оцениваться неоднозначно. «Лет 10 назад считалось, что высшее образование — это must. Высшая школа экономики своих лучших студентов соберет, в этом сомнений нет, но если говорить о высшем образовании, в целом, не исключено, что эта сфера начнет терять своих клиентов, в том числе и весьма неглупую ее часть, — подчеркнул профессор. — Значит, нам нужно еще как-то готовиться к тому, чтобы доказывать необходимость высшего образования, о чем мы никогда не думали».

Также Вадим Радаев отметил, что современные студенты требуют все больше прикладных навыков и не интересуются общетеоретическими дисциплинами, а также сильно тяготеют к перфекционизму (то есть стремятся к заведомо нереалистичным целям или завышенным недостижимым стандартам), что ведет к прокрастинации, фрустрациям и депрессии.

Профессор выделил еще одну немаловажную проблему, которая станет особенно заметна, когда обучение вернется к офлайн-формату, — поглощенность гаджетами. «Происходит наложение разных форм коммуникаций: мы пытаемся находиться и в онлайне, и в офлайне и делать сразу по три дела. Мы считаем, что экономим время и становимся эффективнее, но, в конечном счете, этот multitasking снижает эффективность и даже приводит к потере смыслов в этой деятельности, — поделился спикер. — Все это порождает вещи, которые я называю „раздерганностью сознания“». Эта проблема связана с постоянными переключениями и отвлечениями от того, чем человек занимается, попытками параллельно выполнять множественные задачи, которые приводят к трудностям с концентрацией и неспособностью погружаться. В первую очередь, от этого страдает образование, как рутинный длинный, нудный процесс, в который погружаются все меньше и меньше.

Снижается и время, в течение которого преподаватели могут удерживать внимание студентов: если раньше это были 50 минут, то пять лет назад цифра сократилась до 15 минут.

О способах решениях

Вторую часть лекции профессор посвятил поиску решения озвученных проблем. Вадим Радаев уверен, что надо продолжать учить студентов академическим навыкам, но понимать их как навыки дженералистские, а не специфические: «Нужно учить наших младших коллег критически мыслить, выявлять и решать важные и интересные проблемы, преодолевать сопротивление от сложного материала, учить работать по четким воспроизводимым процедурам, коммуницировать эффективно и корректно (без перехода на личности), коммуницировать с представителями разных сред — эти навыки будут нужны везде, где бы они не работали».

Также, по мнению профессора, нужно заниматься подгрузкой социальных ресурсов (преподаватели «должны исходить из того, что усваивается то, что человек сделал и понял сам»), поэтому необходимо обеспечивать вовлеченность студентов и умножать, стимулировать обратные связи и фидбэки (как студентов с преподавателями, так и студентов между собой).

Не менее важно заинтересовывать студентов, но не развлекать. Нужно применять разные формы, в том числе игровые, но не уповать на них исключительно (как и на любые другие)

Вадим Радаев считает важным и демонстрировать студентам «образцы собственной деятельности, то, что прошло через нас, то, что мы глубоко освоили» и стимулировать общение между студентами и преподавателями в виртуальных формах и проводить очные обсуждения, когда учеба вернется в офлайн-формат.

Спикер рассказал, что на очных занятиях практиковал диджитал-детокс, который помогал справиться с поглощенностью гаджетами, а также поделился опытом использования платформы для изучения сложных академических текстов студентами.

«Я использовал разные методы [для того, чтобы побудить студентов читать сложные академические тексты]: доклады по предложенным текстам, назначение оппонентов, анализ логической структуры текста, приближение текста к актуальным проблемам (стало немного лучше), формулировал содержательные вопросы. По большому счету, ничего не помогло, — говорит Вадим Радаев. — И тогда я начал использовать PERUSALL.COM. На платформе ты создаешь курс, загружаешь вопросы, выставляешь дедлайны. Студенты открывают текст, изучают его, могут писать свои комментарии. Главное — что студенты уже должны что-то с этим текстом делать. Я читаю все комментарии, делаю свои, смотрю активность, затем это все учитывается в кумулятивных оценках. Благодаря этому семинары тоже можно менять: у нас теперь постоянно интерактив, обсуждение вопросов на основе того, что студенты прочитали текст».

В этом году курс для преподавателей «Teach4HSE: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства»  завершился лекцией профессора В.В. Радаева, неизменно вызывающей большой интерес со стороны не только слушателей, но и всех преподавателей унитверстета.

Участие в курсе позволяет коллегам, которые недавно работают в Вышке, приобрести ряд необходимых компетенций современного преподавателя высшей школы: это умение создавать внутренне согласованные курсы, использовать разные элементы и формы оценивания, эффективно применять цифровые инструменты в преподавании и др. Многие участники курса впервые получают опыт peer-review – они посещают занятия коллег, после чего дают и получают качественную и конструктивную обратную связь.

«Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» – проект, созданный в 2017 году с целью развития преподавательского мастерства и поддержки горизонтальных связей внутри преподавательского сообщества НИУ ВШЭ. Проект проводит мероприятия разного формата: это и дискуссионные площадки, и мастер-классы, а также курсы повышения квалификации. Следующий курс для новых преподавателей стартует уже совсем скоро – 9 февраля 2021 г.

Rambler's Top100