• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Если победу нельзя купить, можно ли купить парня, который обеспечит выигрыш?»: кино-семинар про проблемы создания инноваций и не только

10 апреля прошел второй семинар в рамках инициативного проекта "5 фильмов по социологии труда". Участникам предлагалось ознакомиться с фильмом "Ford против Ferrari" (2019, реж. Дж. Мэнголд) и обсудить тему факторов создания инновационного продукта (кейс гоночного автомобиля), взаимодействия организаций и людей, а также сюжетную линию главных героев кинокартины (двух гонщиков и творцов продукта). В качестве эксперта по социологии организаций выступил к.с.н. Иван Павлюткин, доцент кафедры экономической социологии и старший научный сотрудник лаборатории «Социология религии» ПСТГУ.

В начале семинара Анита Поплавская рассказала об основаниях выбора фильма, возможностях его обсуждения как примера организации автомобильной промышленности в разных странах мира, функционирования определенной рыночной ниши, где главным продуктом выступает весьма далекий от повседневности, дорогостоящий в плане производства и рисковый в плане управления гоночный автономобиль, а также тему выбора своего призвания главными героями кинокартины и их вовлеченного участия в создании инновационного продукта. Как создается новое, кто принимает в этом процессе участие (организация, команды, отдельные личности или все вместе), кто выигрывает от создания инновации, кому она достается и т.п.? Почему это именно так и  может ли быть иначе?

 

Елизавета Бобкова, студентка бакалавриата, рассказала о режиссере Джеймсе Мэнголде, а также о сюжете фильма, основанного на документальной книге о золотом веке автогонок 1950-60-ых гг., в рамках которого происходило противостояние двух промышленных автомобильных концернов: Ford-а, олицетворяющего надежность и комфорт, и Ferrari, отсылающего к скорости и новым вызовам современности. Дарья Толстых, стажер-исследователь Центра социологии культуры, представила подробный анализ истории создания фильма, основанного на реальных событиях, а также рассказала о прототипах главных героев кинокартины. Докладчица осветила моменты, противоречащие реальным фактам из истории, а также проанализировала фигуры Энцо Феррари, Генри Форда II, главного управляющего компании Ли Яккока и причины неудавшейся сделки по покупке стоящей на грани банкротства известной итальянской компании американской. Дарья Петрова, стажер-исследователь ЛЭСИ, продолжая рассуждения коллег, озаглавила свою презентацию «Ford против Ferrari, люди против корпораций», подчеркивая важность связки между мезо и микро уровнями аналища. Она представила анализ теоретических подходов к пониманию противостояния между действующими акторами, предлагающими свои идеи, преследующими собственные цели, вырабатывающими стратегии действия, и большими организационными структурами. В этом отношении организации стремятся все больше походить друг на друга, но форсирование идей в рассматриваемом кейсе не получает своего развития, в то время как заимствование информации извне и подключение новых игроков – инсайдеров в своем деле, помогает созданию самого быстрого гоночного автомобиля.  В заключении, Полина Александрова, стажер-исследователь Центра исследований производительности, представила анализ сюжетной линии главных героев кинокартины, назвав ее «балладой о благородных всадниках», выигрывавших гонки Ле-Ман, выступающих против корпоративных оков и внешнего бюрократического принуждения, а также имеющих сильные социальные привязанности в виде семейных взаимоотношений и дружеской связи.

 

Приглашенный эксперт Иван Владимирович Павлюткин оценил презентации участников, говоря о том, что в их рамках достаточно полно и глубоко была изложена проблематика фильма. Интересно, но он увидел в кинокартине скорее не сюжетную линию про создание инноваций, процесс которого не показан досконально, а раскрытие темы семейных взаимоотношений. Так, в фильме показаны образы семейных компаний, наследования не только бизнеса, но и их миссий. также взаимоотношения мужа с женою, отчасти позволившие главному герою последовать своему призванию и раскрыть заложенный в нем потенциал. Более того, кажется, что главным участником создания инновации являются совсем не Шелби или Майлз, а механик, весьма скромно показанный в кинокартине и придумавший съемные тормоза, которые можно менять по мере гонки. Иван Владимирович также поднял тему того, кто же является главным героем кинокартины, говоря о том, что им скорее является Шелби – человек, который имеет мудрость вести себя смиренно, договариваясь с участниками процесса создания инновации, добывая тем самым ресурсы и возможности для создания чего-то важного и нового, того, что стоит выше разногласий, в данном случае – гоночного автомобиля и победы в гонке. Кен Майлз в этом отношении слишком экспрессивен и скорее является одной из сторон, капиталы которых рекомбинирует главный герой кинокартины.  Анита Поплавская добавила, что в фильме представлены образы компаний патерналистского и бюрократического типов, а главными представителями этих организаций являются дети создавших их родителей, имеющие весьма экцентричный характер. При этом, кажется, что инновации создаются на основе волеизъявления отдельных индивидов, а также в рамках постоянного продуктивного разрыва взаимоотношений между главными героями кинокартины.

В дискуссии приняли активное участие Яна Мурзина, Анна Банько, Кирилл Ескин, Семен Тарнавский, Егор Тишков, Александра Лаврентьева, Артем Ремчуков и другие участники встречи. По результатам обсуждений, видимо, все выбрали для себя своего героя, будь то увлеченный идеей и своим призванием, несколько асоциальный Кен Майлз или же пытающийся создавать сотрудничество, несмотря на все "против", Кэролл Шелби.

 

Подготовила: Анита Поплавская

Rambler's Top100