• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управляемое сердце: студенты и преподаватели Вышки про эмоциональный труд и отчуждение

9 ноября прошла первая встреча в рамках серии текстологических семинаров по обсуждению книг классиков экономической социологии. Для первого семинара была выбрана книга А.Р. Хохшилд «Управляемое сердце. Коммерциализация чувств», в 2019 году изданная в русскоязычном переводе и посвященная социальной обусловленности чувств и эмоций человека, а также феномену коммерциализации эмоций в капиталистических обществах. Студенты-участники проекта «5 книг по экономической социологии» подготовили доклады по главам книги, а прокомментировать доклады и обсуждение молодых коллег согласилась специалист по социологии эмоций, доцент кафедры общей социологии, кандидат социологических наук Ольга Александровна Симонова.

Управляемое сердце: студенты и преподаватели Вышки про эмоциональный труд и отчуждение

В начале семинара с докладом о социологическом осмыслении феномена отчуждения выступила Анита Поплавская, преподаватель кафедры экономической социологии, рассказав об истоках этого сложного понятия и его значении для обсуждения содержания книги «Управляемое сердце». Выдвинутая в книге Хохшилд проблема коммерциализации чувств выросла из марксовской трактовки понятия отчужденного труда, которая основана на философских идеях Гегеля и Фейербаха. Важным в концепции К. Маркса является акцент на положении человека в капиталистической системе производства, где его знания и навыки не принадлежат и не служат ему самому, а также не обеспечивают ему доступ к созданному им в рамках производственного процесса благу. А. Хохшильд развивает эту идею и исследует сферу услуг, в рамках которой наблюдается отчуждение работника от собственных чувств и эмоций в процессе выполнения эмоционального труда. Это происходит за счет коммерциализации процесса обмена эмоциями при взаимодействии работников с клиентами и необходимости подстраивать свою личность, внутренние ощущения и внешние их проявления, под стандартизованные правила, которые необходимы для извлечения прибыли путем продажи услуги. 
 
Доклад по первой части книги, посвященной частной жизни человека, подготовили студентки 3 курса бакалавриата Анастасия Кабылина и Юлия Гупалова. Анастасия определила управление эмоциями как актерство или игру, в котором в зависимости от ситуации используются две стратегии – глубокое и поверхностное исполнение, и которые реализуются с помощью телесных или внутренних техник вживания в социальные роли. При этом, была подчеркнута важность анализа институтов как структуры, которая задает правила для чувств, задавая сценарии, подсказывающие или даже диктующие, как надо себя чувствовать, и как выражать эти чувства в личной жизни человека. Ольга Александровна отметила сложности с переводом термина «acting» на русский язык, так как речь скорее идет не об «актерстве», а об «исполнении» социальной роли и либо полном вживании в роль через изменение переживаемых чувств, либо через изображение требуемых правилами эмоций. Кроме того, ролевая дистанция от той или иной социальной роли (то есть поверхностное исполнение) в публичной жизни во многих случаях может быть полезной для работника.
 
Ольга Хворостянова и Елизавета Бобкова рассказали слушателям о второй части книги, которая посвящена правилам управления эмоциями в общественной жизни. Был подробно разобран кейс работы бортпроводниц, для которых особенно актуален эмоциональный труд при взаимодействии с клиентами. Авиакомпании конструируют «безупречный» образ стюардессы и правила эмоционального труда, проводят тренинги и курсы для поддержания их вовлеченности в работу. При этом, в реальной жизни бортпроводницы часто сталкиваются с нестандартными ситуациями взаимодействия с людьми, что заставляет их подавлять личные чувства и пользоваться сценическими/коммерческими шаблонами, что в конечном итоге приводит к ощущению фальшивой идентичности и негативно сказывается на внутреннем состоянии работниц данной сферы услуг. В целом, Хохшилд выделяет три возможных позиции в отношении к труду: отождествление себя со своей работой, дистанцирование от работы и дистанцирование от своего актерства на работе. Однако, в каждой из этих трех стратегий присутствуют риски для психологического благополучия работника и выполнения профессиональных обязанностей. 
 
Ольга Симонова выделила несколько основных пунктов, на которые следует обратить внимание при прочтении книги А. Р. Хохшилд. Во-первых, важно разграничивать понятия эмоционального труда и эмоциональной работы. Во-вторых, в книге не говорится о том, что существует «подлинное Я», скорее это идея, идеал, рождающийся в условиях постоянного управления эмоциями на рабочем месте. Причем, здесь важно именно искреннее или глубокое исполнение своей рабочей роли, которое требуется и клиентам, и работодателям, а также самому работнику сферы услуг, поскольку, как показывают современные исследования, поверхностное исполнение может приводить к эмоциональному отчуждению.
 
После слова эксперта участники семинара поделились своими впечатлениями от прочитанного, попытались описать кейс эмоционального труда преподавателей вузов, учителей школ и воспитателей детских садов и соотнести прочитанное с современностью. Анита Поплавская обратилась с благодарностью к присутствующим участникам семинара и эксперту.

Подготовили: Анита Поплавская (руководитель проекта)
и Юлия Степанова (участница проекта)

В начале семинара с докладом о социологическом осмыслении феномена отчуждения выступила Анита Поплавская, преподаватель кафедры экономической социологи, рассказав об истоках этого сложного понятия и его значения для обсуждения содержания книги «Управляемое сердце». Выдвинутая в книге Хохшилд проблема коммерциализации чувств выросла из марксовской трактовки понятия отчужденного труда, которая основана на философских идеях Гегеля и Фейербаха. Важным в концепции К. Маркса является акцент на положении человека в капиталистической системе производства, где его знания и навыки не принадлежат и не служат ему самому, а также не обеспечивают ему доступ к созданному им в рамках производственного процесса благу. А. Хохшильд развивает эту идею и исследует сферу услуг, в рамках которой наблюдается отчуждение работника от собственных чувств и эмоций в процессе выполнения эмоционального труда. Это происходит за счет коммерциализации процесса обмена эмоциями при взаимодействии работников с клиентами и необходимости подстраивать свою личность, внутренние ощущения и внешние их проявления, под стандартизованные правила, которые необходимы для извлечения прибыли путем продажи услуги.

 

Доклад по первой части книги, посвященной частной жизни человека, подготовили студентки 3 курса бакалавриата Анастасия Кабылина и Юлия Гупалова. Анастасия определила управление эмоциями как актерство или игру, в котором в зависимости от ситуации используются две стратегии – глубокое и поверхностное исполнение, и которые реализуются с помощью телесных или внутренних техник вживания в социальные роли. При этом, была подчеркнута важность анализа институтов как структуры, которая задает правила для чувств, задавая сценарии, подсказывающие или даже диктующие, как надо себя чувствовать, и как выражать эти чувства в личной жизни человека. Ольга Александровнаотметила сложности с переводом термина «acting» на русский язык, так как речь скорее идет не об «актерстве», а об «исполнении» социальной роли и либо полном вживании в роль через изменение переживаемых чувств, либо через изображение требуемых правилами эмоций. Кроме того, ролевая дистанция от той или иной социальной роли (то есть поверхностное исполнение) в публичной жизни во многих случаях может быть полезной для работника.

 

Ольга Хворостянова и Елизавета Бобкова рассказали слушателям о второй части книги, которая посвящена правилам управления эмоциями в общественной жизни. Был подробно разобран кейс работы бортпроводниц, для которых особенно актуален эмоциональный труд при взаимодействии с клиентами. Авиакомпании конструируют «безупречный» образ стюардессы и правила эмоционального труда, проводят тренинги и курсы для поддержания их вовлеченности в работу. При этом, в реальной жизни бортпроводницы часто сталкиваются с нестандартными ситуациями взаимодействия с людьми, что заставляет их подавлять личные чувства и пользоваться сценическими/коммерческими шаблонами, что в конечном итоге приводит к ощущению фальшивой идентичности и негативно сказывается на внутреннем состоянии работниц данной сферы услуг. В целом, Хохшилд выделяет тривозможных позиции в отношении к труду: отождествление себя со своей работой, дистанцирование от работы и дистанцирование от своего актерства на работе. Однако, в каждой из этих трех стратегийприсутствуют риски для психологического благополучия работника и выполнения профессиональных обязанностей.

 

Ольга Симонова выделиланесколько основных пунктов, на которые следует обратить внимание при прочтении книги А. Р. Хохшилд. Во-первых, важно разграничивать понятия эмоционального труда и эмоциональной работы.Во-вторых, в книге не говорится о том, что существует«подлинное Я», скорее это идея, идеал, рождающийся в условиях постоянного управления эмоциями на рабочем месте. Причем, здесь важно именно искреннее или глубокое исполнение своей рабочей роли, которое требуется и клиентам, и работодателям, а также самому работнику сферы услуг, поскольку, как показывают современные исследования, поверхностное исполнениеможет приводить к эмоциональному отчуждению.

После слова эксперта участники семинара поделились своими впечатлениями от прочитанного, попытались описать кейс эмоционального труда преподавателей вузов, учителей школ и воспитателей детских садов и соотнести прочитанное с современностью. Анита Поплавская обратилась с благодарностью к присутствующим участникам семинара и эксперту.

Rambler's Top100