• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как опубликовать англоязычную статью в зарубежном журнале? В ЛЭСИ состоялся практический семинар.

17 ноября 2020 г. состоялся очередной семинар «Социологии рынков», который впервые прошел в формате zoom-конференции. В рамках заявленной темы планировалось обсудить вопрос: как опубликовать англоязычную статью в зарубежном журнале. Однако Борис Белявский, модератор семинара, предложил коллегам сосредоточить внимание не столько на англоязычных публикациях, сколько на навыке публикации научной статьи в целом. В своем вступлении Борис Белявский, стажер-исследователь ЛЭСИ, рассказал, с какой целью он инициировал данный семинар и предложил отделить навык публикации академической статьи от всего исследовательского опыта.

17 ноября 2020 г. состоялся очередной семинар «Социологии рынков», который впервые прошел в формате zoom-конференции. В рамках заявленной темы планировалось обсудить вопрос: как опубликовать англоязычную статью в зарубежном журнале. Однако Борис Белявский, модератор семинара, предложил коллегам сосредоточить внимание не столько на англоязычных публикациях, сколько на навыке публикации научной статьи в целом. В своем вступлении Борис Белявский, стажер-исследователь ЛЭСИ, рассказал, с какой целью он инициировал данный семинар и предложил отделить навык публикации академической статьи от всего исследовательского опыта.

Обращаясь к работам американского социолога Эндрю Эбботта (Abbott, 2018, 2019), Борис Белявский отметил, что публикации – это один из инструментов, посредством которых осуществляется конкуренция в академической среде, по ним оценивается качество исследований авторов и их результатов. Борис предложил вынести данную тему на обсуждение с коллегами, так как обнаружил, что простой доработки текста, написанного в ходе процесса обучения, может быть недостаточно для публикации в зарубежном журнале. Он заметил, что большие усилия необходимо потратить на сам процесс размещения статьи в журнале, на процедуры рецензирования и выбор издательства. В связи с этим, он предложил коллегам в ходе обсуждения составить схему работы над статьей в процессе ее опубликования, а не в контексте производства знаний.

Своим опытом подготовки текста к публикации в зарубежном журнале, первым поделился Андрей Шевчук, старший научный сотрудник ЛЭСИ. В начале он отметил важность поднятого на семинаре вопроса и предположил, что данный разговор потребует не одной встречи, так как «это постоянная тема, которая должна периодически обсуждаться, как, например, мы о качестве образования говорим». Андрей решил остановиться только на одном сюжете, который предложил впоследствии обсудить с коллегами совместно: «все мы знаем, что публикация статей – это долго, а знаете ли вы, насколько это долго?».

Андрей Шевчук предложил рассмотреть, сколько времени у него с соавторами заняло опубликовать 9 публикаций. Проанализировав количество времени – от подачи статьи в журнал до ее выпуска в печатном виде, он показал, что весь «путь» (подача статьи в журнал, рецензирование и доработка по комментариям рецензентов, публикация в онлайн и затем в печатном формате) может занимать от 20 до 75 месяцев.

Андрей Шевчук, доцент кафедры экономической социологии, старший научный сотрудник ЛЭСИ

Андрей Шевчук, доцент кафедры экономической социологии, старший научный сотрудник ЛЭСИ

Возможно все. Мы живем в мире неопределенности и публикация статей входит в нее. Публикация – это лотерея, в которой есть только один закон: в лотерею невозможно выиграть, если ты не купил лотерейный билет. Если перевести в социологический контекст, то можно сказать, что если статья не лежит в каком-то журнале на review (ждет ответа рецензентов), то она не будет опубликована. Всем, кто только начинает свою карьеру в академической среде, я рекомендую покупать лотерейный билет и приготовиться к тому, что путь будет нелегким.

В своем выступлении Андрей Шевчук также дал несколько советов начинающим исследователям по тому, как выбрать журнал для зарубежной публикации. Он отметил, что нужно учитывать не только квартиль журнала, но и период, после которого опубликованная статья в онлайн формате будет выпущена в печатном виде. Рассуждая на тему стратегии публикации, Андрей Шевчук отметил в качестве хорошего варианта движение «сверху вниз»: сначала статья подается в журнал высокого уровня, а затем при получении отказа переподается в журнал более низкого. Однако он добавил, что такая стратегия подходит тем исследователям, у которых есть на это время, так как получение отзывов из журналов высокого уровня требует много времени.

 

Своим опытом публикации в зарубежных журналах поделилась и Анастасия Казун, старший научный сотрудник ЛЭСИ. В начале своего выступления она отметила, что при выборе издания необходимо учитывать скорость опубликования статьи, комфорт взаимодействия с редакцией. Анастасия дала несколько рекомендаций по тому, как выбирать журнал:

  • Обратиться к опыту коллег со схожим исследовательским направлением;
  • Проанализировать информацию на сайте выбранного журнала с целью определить примерное время, которое уйдет на процесс публикации статьи в данном журнале;
  • Найти профессиональные форумы по своему направлению, так как на них исследователи делятся отзывами о журналах, процессе публикации;
  • Учитывать предпочитаемые методы журнала и его идеологию, а также проверить готовность журнала брать тексты о России, так как не все журналы принимают статьи с локальными исследованиями.

В процессе обсуждения того, какие особенности можно выделить при написании статьи для зарубежного журнала, Анастасия Казун отметила, что необходимо описывать страновой контекст. Также она подчеркнула, что нужно подробно излагать методологию. Еще один комментарий Анастасия сделала относительно структуры статьи, она считает, что текст должен представлять собой «рассказ истории», а не последовательное изложение обязательных частей, чтобы он вызывал интерес у читателей.

 

В своем выступлении Анастасия Казун обратила внимание и на важность психологического комфорта в работе над публикацией. Она сказала, что «первое, в чем нужно себя убедить – это в том, что отказы – это нормально», и что «негативные отзывы приходят чаще, чем позитивные». При этом она отметила, что отказ – это не всегда необходимость переделывать весь текст, так как возможно стоит более тщательно подойти к выбору журнала и формату статей, которые они принимают. В конце своего выступления она подытожила:

Анастасия Казун, старший научный сотрудник ЛЭСИ, старший преподаватель кафедры экономической социологии

Анастасия Казун, старший научный сотрудник ЛЭСИ, старший преподаватель кафедры экономической социологии

Если нужна статья – надо писать три, но это не должно быть в ущерб качеству. Однако если вы знаете, что от того, выйдет ли статья в определенный срок или нет, многое зависит, например, это повлияет на грант или надбавку, то не стоит надеяться на то, что вам обязательно повезет с одной вашей статьей, которую вы отдали в журнал. Лучше купить не один лотерейный билет, а несколько. Возможно тоже будет лучше вставить отдельным блоком с цитатой.

После основной части, в которой выступили Андрей Шевчук и Анастасия Казун, началась общая дискуссия между слушателями семинара. Одной из первых своими комментариями поделилась Зоя Котельникова, заместитель заведующего лабораторией, старший научный сотрудник ЛЭСИ. Она сказала, что соглашается с Э.Эбботтом по поводу того, что «все мы сегодня сталкиваемся с сильным давлением и даже принуждением к публикации статей. Такое давление возникло недавно в результате существенных изменений академической жизни» (Abbott, 2019, 10). В качестве специфических условий, в которых приходится сегодня существовать исследователям, Котельникова Зоя указывает на необходимость постоянно выпускать публикации. По ее словам, такое требование приводит к тому, что мы живем в период избытка публикаций, которые мало кто читает. В связи с этим, она предлагает особенно молодым исследователям порефлексировать над вопросом «зачем нужно публиковаться?».

Зоя Котельникова, доцент кафедры экономической социологии, заместитель заведующего ЛЭСИ НИУ ВШЭ

Зоя Котельникова, доцент кафедры экономической социологии, заместитель заведующего ЛЭСИ НИУ ВШЭ

Я публикуюсь не только из-за того, что это требуется, но здесь важно и то, что в какой-то момент возникает необходимость в коммуникации с профессиональным сообществом. Я уверена, в том числе не только как автор, но и как издатель, что журнал – это не просто томик с набором статей. За каждым журналом стоит профессиональное сообщество, сеть исследователей, поэтому когда ты считываешь формат журнала и требования к публикации – это значит, что ты пытаешься понять то сообщество, с которым собираешься вступать в коммуникацию.

В процессе обсуждения ценными комментариями поделились и другие слушатели семинара. Например, Мария Тысячнюк, руководитель группы экологической социологии Центра независимых социологических исследований,  поделилась своим опытом. Она рассказала о том, что конференции служат важной площадкой для поиска соавторов. Также студентам, у которых есть сложности с тем, как начать писать текст статьи, она посоветовала подготовить презентацию на тему своего исследования для научного руководителя, в процессе рассказа ему станет яснее, с чего стоит начинать свою работу, а что лучше в нее не включать.

Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий ЛЭСИ, по традиции, высказался в конце семинара и привел несколько простых правил, которые позволяют более эффективно проходить процесс публикации статьи. Например, он согласился с коллегами, что пруфридинг необходим, так как мы не являемся носителями английского языка. Из своего опыта он поделился тем, что всегда стоит содержательно отвечать на каждый пункт рецензии, которая приходит от журналов.

У публикационной активности есть 2 врага: перфекционизм и небрежность. Причем плохо как первое, так и второе.

Литература

Abbott, A. (2018). Interview: On Being the Editor of AJS. Serendipities, 3(1), 29-41.

Abbott, A. (2019). Career stage and publication in american academia. Sociologia, Problemas e Práticas, (90), 9-30.

 

 

Rambler's Top100