• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

"О каких странах и почему говорят национальные медиа России, Германии и США?" Репортаж с выступления А. Казун и Л. Богомазовой

2 апреля 2019 года в рамках серии семинаров «Социология рынков» с докладом «Глобальный новостной поток: о каких странах говорят национальные медиа России, Германии и США?» выступила младший научный сотрудник ЛЭСИ Анастасия Казун и студентка магистерской программы "Прикладные методы социального анализа рынков", стажер-исследователь ЛЭСИ Людмила Богомазова. В рамках семинара докладчики представили два сюжета: как упоминаются страны мира в российских СМИ; как упоминаются страны мира в трех из них - России, Германии и США (сравнительный анализ).

Свое выступление Анастасия Казун начала с краткой идеи о том, что страны не равны в своей ценности для мировых новостей. Данная мысль связана с двумя схожими теориями - мир-системной и теорией глобального новостного потока. Опровергнув гипотезу относительно наличия большего числа интересных, значимых событий в одной стране и отсутствии таковых в другой, автор привела статистику с упоминаниями двух масштабных событий 2017 года в СМИ. Новость о теракте в Испании была упомянута в 10 раз больше, чем новость о теракте в Египте, что лишний раз подчеркивает важность места событий, а не настроения информации или числа жертв.

Анастасия также обратила внимание слушателей на то, что существует целый ряд противоречивых работ, с одной стороны, повествующих о сходстве новостей разных типов СМИ, а, с другой, о явных различиях. В связи с этим, в выборку исследования входил контент-анализ двух видов СМИ - газет (39171 упоминаний зарубежных стран) и телеканалов (26269 упоминаний).

В итоге, исследователь выявила, что наиболее часто упоминаемыми странами в российских телевизионных новостях являются США, Украина, КНДР, Сирия, Китай, Франция, Германия, Турция, Иран, Израиль, а в газетах - США, Китай, Украина, Германия, Франция, Турция, КНДР, Казахстан, Иран, Япония. В результате, телевизионные СМИ уделяют значимое внимание новостям, связанным с Сирией, что, по мнению докладчика, может указывать на некоторые идеологические факторы. В случае с прессой - Японии и Казахстану, предположительно, из-за воздействия экономики. Одним из удивительных результатов является колоссальный разрыв в количестве упоминаний США и остальных стран - почти в 8 раз больше сообщений в теленовостях и в 5,5 раз больше в печатных изданиях по сравнению со второй по упоминаемости страной. Кроме того, Россия является уникальным примером страны, где иностранное государство упоминается в СМИ чаще собственного.

Анастасия Казун акцентировала внимание и на факторах, влияющих на освещение стран в теленовостях — это, в первую очередь, миграция и торговля, а также география и экономика. Перейдя на регрессионную модель с прессой, автор отметил, что туризм становится значимой переменной, что, предположительно, связано с рекламными материалами. Таким образом, объяснительная сила моделей была различна ввиду, с одной стороны, влияния политических факторов, а, с другой, экономических.

Вторая часть семинара заключалась в выступлении стажера-исследователя ЛЭСИ Людмилы Богомазовой с проведенным межстрановым анализом. Людмила начала свой рассказ об одном из факторов, влияющих на освещение зарубежных новостей - медиасистемы, под которой понимается информирование о событиях в соответствии с определенными правилами. Существуют четыре критерия отнесения страны к той или иной медиасистеме - газетная отрасль, политический параллелизм, профессионализм журналистов и роль государства. В соответствии с этими критериями выделяются три модели медиасистемы - североевропейская/демократическая, североатлантическая/либеральная и средиземноморская. Россия, как уточнила Людмила, не может быть отнесена к какой-либо одной модели, поскольку совмещает характеристики нескольких.

Подводя предварительные итоги, второй докладчик отметила, что США является абсолютным лидером в упоминании как на российском телевидении, так и в российской прессе, что говорит об устойчивой тенденции. Иные результаты относительно России, в целом, пересекаются с выводами, сделанными Анастасией Казун. В случае с Германией результаты исследования Людмилы Богомазовой получились парадоксальными - США не вошли в первую десятку стран по упоминаниям в прессе и на телевидении. В Америке, в свою очередь, Россия заняла первое место по упоминаниям в теленовостях. Автор предположила, что те страны, которые упоминаются в прессе, характеризуются наличием общей границы, а на телевидении упоминаются страны, имеющие напряженные отношения и конфликты. Людмила, помимо прочего, сделала вывод о том, что наибольшей объяснительной силой для обоих видов СМИ во всех странах обладают характеристики родства (объем двусторонней торговли, численность иностранного населения, наличие общей границы со страной).

В заключении докладчики поделились своими планами, в рамках которых хотели бы оценить влияние некоторых факторов на упоминание зарубежных стран в российских СМИ в динамике; определить ключевые характеристики (тон, настрой, заметно публикации) освещения зарубежных стран и другие.

После выступления Анастасии и Людмилы, слово дали дискуссантам. Они рассмотрели работу с разных точек зрения, отметив сильные и слабые стороны. Мария Денисова, стажер-исследовать ЛЭСИ, обратила внимание на достойную интерпретацию данных, а не демонстрацию сухих показателей, а также интерес исследуемой темы. Кроме того, Ольга Логунова, доцент кафедры общей социологии, доцент Департамента интегрированных коммуникаций, и иные участники беседы обратили внимание на методологию и содержание первого исследования. Использование одной категории – названия страны, по мнению ряда исследователей, может исказить полученные данные, поскольку новостной смысл в ряде случаев не соотносится с упомянутой страной. Однако новостной поток, по словам Анастасии, изучается именно такими методами. В данном случае, как было отмечено докладчиками, существует два пути решения отмеченной проблемы: с одной стороны, собрать весомую базу данных, обойдя смысловой контекст, с другой стороны, собрать данные вручную, не достигнув внушительного объема выборки.
Rambler's Top100