• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вдали от государства: власть и отходники в современной России

25 октября в рамках серии семинаров "Социология рынков" Лаборатории экономико-социологических исследований с докладом "Живущие вне государства: социально-экономический и политический статус современных отходников" выступил Юрий Плюснин, доктор философских наук, профессор Департамента государственного и муниципального управления и заместитель заведующего Проектно-учебной лабораторией муниципального управления.

Под отходничеством Юрий Плюснин понимает внутреннюю возвратную трудовую миграцию, а под отходниками - самодеятельных, активных и мотивированных на обеспечение благополучия своей семьи жителей провинции (в качестве примера можно привести плотников, дальнобойщиков, охранников и т.д.).

Тщательные исследования отходничества проводились в 77 малых городах 40 регионов России. Материалами исследования послужили фокусированные глубинные интервью с действующими и бывшими отходниками, членами их семей и соседями, местными экспертами-чиновниками, а также муниципальные документы, территориальная статистика, локальные СМИ и школьные журналы. Для сбора данных использовались методы "снежного кома" и "сагиттального картирования" (метод, предложенный Юрием Плюсниным и заключающийся в обходе всех домов и квартир самой длинной улицы города / села от начала до конца на предмет поиска семей отходников[i].

Докладчик сделал краткий экскурс в историю отходничества в России. Современное отходничество имеет историческую преемственность с практиками отхожих промыслов крестьянства в XVIII - XX вв. и характерно для нашей страны. Наибольший рост отходничества был спровоцирован троекратным «освобождением» дворянства от обязательной государственной и военной службы в период с 1731 по 1785 году и особенно последующей отменой крепостного права Александром II в 1861 году. В конце XIX –первой трети XX века отходничество достигло расцвета, и в большинстве крестьянских семей в Нечернозёмной зоне и на севере России оно регулярно практиковалось. Коллективизация и индустриализации страны и ведение паспортной системы в 1931 году на всё советское время снизило возможности возвратной трудовой миграции, но спустя 60 лет, как только эти факторы перестали действовать, её масштаб быстро восстановился.

Юрий Плюснин отметил, что отходничество наблюдается на территории всей нашей страны, в том числе в Сибири («вахты»). В малых городах и сёлах в него вовлечено от 1/3 до 1/2  семей трудоспособного возраста. Причин подобной распространенности отходничества можно выделить несколько: неразвитая структура локального рынка труда или его отсутствие, жилищные проблемы (неоправданно высокая стоимость жилья и неразвитость рынка арендного жилья), различия в качестве жизни населения в столицах/крупных городах и в малых городах/сёлах (качество жизни в сельской местности значительно выше, с точки зрения этих трудовых мигрантов) и отказ от нового предпринимательства в пользу отходничества (этот специфический фактор характерен для жителей Севера России и центральных областей и связан с чрезмерным регулирующим воздействием власти на бизнес).

В развитии отходничества в период 1991-2016 гг. можно выделить два этапа: первый – миграция из малых городов в столицы, второй – нарастание миграции из деревень и областных центров в столицы. В 1998-1999 и 2008-2010 гг. из-за финансово-экономических кризисов в России наблюдался масштабный взрывной рост отходничества. При этом автор подчёркивает, что виды отхода дифференцированы по специализации (от челноков до обслуживающего персонала) и регионально. В последние годы происходит переход от производственной и предпринимательской активности к найму в сфере услуг и вахтовой работе.

Удалённость отхода связана с его продолжительностью: от недельного (на 100-300 км) до годового (на 2000-7000 км). Основные же регионы отхожей активности расположены на удалении 300-700 км от столиц и промышленных центров.

Главная причина отходничества - финансовая, ведь зарплата отходников в 2-3 раза и более раз выше средней зарплаты внутри региона. Юрий Плюснин заметил, что, как правило, отходники тратят свой заработок на обеспечение семьи: на обустройство дома, на транспортные расходы, на образование детей и на отдых жён и детей.

Отходники являются примерными семьянинами и имеют высокий социальный статус среди соседей. Докладчик отметил, что иногда они имеют и по 2 семьи: в местах проживания и местах работы (поскольку работа в одних и тех же местах бывает многолетней).

По мнению докладчика, отходники в некоторой степени являются культуртрегерами, поскольку имеют высокий статус в локальном сообществе и очень мобильны: они приобретают новые социальные связи для местного сообщества, знакомят его с новыми видами деятельности, хобби, хозяйственными практиками и т.д.).

Отходники "невидимы" как для органов власти, так и для местного населения: органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения никак не взаимодействуют с ними, а население в местах отхода просто-напросто не замечает их в своём составе. Однако несмотря на это, отходники являются основой политической стабильности, так как заинтересованы в сохранении нынешнего статус-кво как гарантии постоянства собственных источников дохода.

Можно ли считать отходников представителями "прекариата"? Как временных сезонных рабочих - да, но учитывая их высокие статусные позиции, прекариями их назвать нельзя.

Выступление вызвало оживлённую дискуссию среди участников.

Заведующий Лабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев спросил, является ли шабашничество отходничеством и на каком основании трудовые мигранты отделены от отходников. Юрий Плюснин ответил, что сопоставление с "шабашниками" верно, и примером тому могут послужить так называемые в прежние годы "волки" (бобыли и казаки), нанимавшиеся на самые разные виды сезонных заработков, в том числе золотодобычей на севере и в Сибири, или молдавские и среднеазиатские артели строителей хозяйственных построек и домов в нечернозёмных регионах страны. Гастарбайтеры же по форме являются настоящими отходниками, но ныне относятся уже к трансграничным мигрантам. Вадим Радаев предположил, что центральной причиной отходничества является неоднородность и неравномерность распределения ресурсов на территории страны, и Юрий Плюснин с ним согласился и отметил, что эта неоднородность уходит корнями в допетровские времена.

На вопрос старшего научного сотрудника Лаборатории экономико-социологических исследований Зои Котельниковой о постоянстве мест отхода автор доклада ответил, что нельзя выделить какой-то преобладающий тип: кто-то часто меняет эти места, кто-то постоянно возвращается в одно место, если оно доходное.

Старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований Диляра Ибрагимова уточнила, какие могут быть причины завершения отходнической деятельности. Юрий Плюснин отметил, что самый главный фактор - возраст: отходники старше 60-ти встречаются крайне редко, так как это очень тяжёлый труд.

Директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон отметил самобытный этнографический подход исследования, но усомнился в его теоретических основаниях и предположил, что спецификация портрета отходника была бы более плодотворной.

Старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований Леонид Косалс предположил, что отходники являются основой политической стабильности России по причине собственной уязвимости (отсутствие социальных гарантий). Возможной причиной популярности отходничества Леонид Косалс видит сжатие отечественного формального экономического сектора при отсутствии возникновения новых источников роста. Кроме того, по его мнению, на смену экономическому равновесию социалистической плановой экономики пришло новое экономическое равновесие, выраженное симбиозом отходничества с государством, когда оба взаимовыгодны друг другу.

В заключение Юрий Плюснин отметил собственный опыт отходничества и то, что эта сфера продолжает его "тянуть". Отходники любят свой образ жизни, но и боятся этого и не хотят повторения своей судьбы собственным детям. Докладчик выразил признательность аудитории за готовность выслушать и оценить "сугубо эмпирическое исследование" и поблагодарил коллег за проявленной интерес к теме отходничества.

Илья Павлов, лаборант ЛЭСИ

 


[i] см. подробнее: С. 53. Отходники : [монография] / Плюснин Ю. М. [и др.]. –М. : Новый Хронограф, 2013. –364 с.

Rambler's Top100