Вадим Радаев рассказал, чем миллениалы и зумеры отличаются от предшествующих поколений
18 апреля в издательстве «Просвещение» прошла лекция Вадима Радаева «К портрету молодых поколений». В основе выступления лежали материалы его книг «Миллениалы. Как меняется российское общество» и «Преподавание в кризисе», а также опросные данные РМЭЗ НИУ ВШЭ. В ходе лекции обсуждались возможности использования межпоколенческого анализа в социальных науках, критерии выделения поколений, а также отличия миллениалов и зумеров от старших поколений по жизненным ценностям, потребительским, образовательным и трудовым практикам
Каждое поколение формируют исторические события, которые приходятся на период взросления и принятия важных жизненных решений (обычно в возрасте 17-25 лет). Так, к миллениалам относят родившихся с 1983 по 2000 год. Их взросление происходило в начале 2000-х годов, когда период экономического роста (2000–2007) сменился экономическим спадом (2008–2016). Кроме того, в 2008–2013 годах произошло массовое распространение информационных технологий и социальных сетей. К зумерам, в свою очередь, относят родившихся после 2001 года. Их период взросления приходится на рубеж 2020-х годов, связанный с эпидемиологическими и геополитическими шоками, а также массовым распространением искусственного интеллекта.
Миллениалы и зумеры не имеют опыта взросления в советское время, что отличает их от предшественников. Они задают нынешние изменения, происходящие в российском обществе. Так, в сравнении со старшими поколениями миллениалы более образованы, позже выходят на рынок труда, вступают в брак и рожают детей, меньше смотрят телевизор, употребляют алкоголь и курят, чаще занимаются спортом, отдыхают, меньше считают себя религиозными. Зумеры продолжают и усиливают эти тенденции.
Вадим Валерьевич также обратил внимание на разрыв между молодыми и старшими поколениями, который проявляется в подходах к обучению и работе:
- «Кризис текстовой культуры»: нынешние студенты меньше читают сложные тексты и не стремятся в них углубиться;
- Отказ от формирования прочного запаса знаний и снижение авторитета преподавателей как носителей знания, поскольку интернет позволяет быстро найти нужную информацию в открытом доступе;
- Большая зависимость от гаджетов и увеличение экранного времени, которое приводит к рассеянности внимания;
- Работа в режиме мультизадачности, необходимость постоянного переключения между задачами, что затрудняет концентрацию;
- Отсутствие линейной профессиональной траектории, снижение лояльности к профессии и организации, стремление к быстрому успеху.
Лаборатория экономико-социологических исследований: Стажер-исследователь
Радаев Вадим Валерьевич
Руководитель Лаборатории экономико-социологических исследований, заведующий Кафедрой экономической социологии, первый проректор НИУ ВШЭ