• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Смотрим кино, понимаем жизнь»: как фильмы помогают осмыслить реальность

Почему бандитские саги, советская ностальгия и даже «Шоу Трумэна» — это ключи к пониманию общества? Презентация третьего издания книги «Смотрим кино, понимаем жизнь: 23 социологических очерка» прошла в рамках международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№. Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ и заведующий Лабораторией экономико-социологических исследований, рассказал, как через анализ популярных фильмов — от «Бумера» до «Возвращения» Звягинцева — можно исследовать страхи, мифы и конфликты современного общества. В обсуждении также участвовали Александр Павлов, руководитель Издательского дома ВШЭ и Школы философии и культурологии, и Сергей Филонович, профессор Высшей школы бизнеса.

Впервые книга увидела свет в 2021 году и сразу же заимела большой успех у читателя. Тогда обсуждение ее первого издания состоялось в программе «Гамбургский счет» на канале ОТР.

История книги начитается в 2003 году, когда Вадим Валерьевич инициировал первый рождественский семинар, впоследствии ставший традиционным для Высшей школы экономики. Именно на этих семинарах уже более 20 лет социологи обсуждают кинофильмы. Но эта книга не о кинематографе как искусстве и не о дешифровке смыслов, которые режиссер или сценарист вложили в картину. Кино – лишь повод и первый толчок для того, чтобы обсудить значимые социальные процессы и перемены, которые происходят в современном обществе. И если в первые годы при выборе фильма для обсуждения Вадим Радаев отталкивался от содержательной стороны картины и личных предпочтений, то в последние годы ключевым ориентиром стала тема кинопроизведения.

«Надеюсь, вы понимаете, что эта книга не про кино. Или по крайней мере не столько о кино, сколько о проблемах, которые хотелось бы обсудить и которые ты считаешь важными»
Вадим Радаев
Так, пройдя путь рождественских семинаров, выбранные фильмы стали предметом осмысления в книге. Каждому из них посвящена отдельная глава, в которой раскрывается социальная и социологическая проблематика. Как устроена мужская («О чем говорят мужчины», 2010) и женская мифологии («Прогулка», 2003)? Как возможно стратегическое действие в ситуации радикальной неопределенности («Двенадцать», 2007)? Как менялся образ «героя нашего времени» в восьмидесятых («Курьер», 1986), девяностых («Лимита», 1994) и нулевых («Возвращение», 2003)? Можно ли полюбить или, точнее, можно ли не полюбить искусственный интеллект («Она», 2013)? Эти и другие вопросы автор задает читателю, предлагая собственный ответ на них.

Как правильно работать с этой книгой поделился Сергей Филонович. По его мнению, вначале нужно посмотреть фильм, а уже потом читать соответствующую главу. Для него книга – возможность обсудить с умным человеком только что увиденный фильм.

«Мне всегда хочется с умным человеком обсудить фильм. А где взять умного человека? Не всегда он есть под рукой, вообще сейчас они редко встречаются. А тут книга умного человека»
Сергей Филонович
В заключении Вадим Радаев пригласил всех желающих на традиционный рождественский киносеминар, который состоится в один из последних декабрьских вторников текущего года. Вадим Валерьевич также пообещал, что до конца месяца сделает авторскую звукозапись новых глав своей книги для ее аудиоверсии, созданной в 2021 году.
Rambler's Top100