• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потребительские стандарты россиян: семинар серии «Социология рынков» 10 декабря

10 декабря состоялся семинар серии «Социология рынков». Доклад «Потребительские стандарты в восприятии населения России: основные характеристики и границы» представили сотрудники Центра анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики НИУ ВШЭ: заведующая центром Алина Игоревна Пишняк и научные сотрудники Наталья Вячеславовна Халина и Елена Алексеевна Назарбаева.

Потребительские стандарты россиян: семинар серии «Социология рынков» 10 декабря

Исследование основано на результатах 50 онлайн-фокус-групп, которые проводились в различных городах России в 2023 году. Они позволили охватить людей разного возраста, уровня образования, дохода и размера города проживания. На основе собранных данных авторы выделяют четыре основных потребительских стандарта: «Комфорт», «Норма», «Жить можно» и «Очень тяжело». Эти стандарты связаны с разными доходными возможностями и рассматриваются как сложившиеся в сознании населения представления о повседневных практиках потребления у разных групп россиян по 11 основным направлениям (питание, финансы, одежда и обувь, путешествия и отпуск и т. д.).

Последовательный переход от первого потребительного стандарта к последнему сопровождается ростом ограничений: чем ниже уровень, тем сильнее люди руководствуются поиском низких цен и экономией, и тем меньше их доступ к ассортименту. При этом сокращение потребления может быть как вынужденным, так и результатом сознательного выбора человека (например, для сохранения природы). В то же время признаком высокого потребительского стандарта является отсутствие ограничений — например, возможность совершения компульсивных покупок.

Исследователи отмечают, что часто в процессе обсуждения участники фокус-групп переключались между описанием «старой нормальности» и реальности последних лет (режима самоизоляции и санкционного давления). Тем не менее, авторы делают вывод, что стандарты потребления достаточно устойчивы — они меняются с течением времени, но не одномоментно. Наблюдается также дифференциация описания стандартов в зависимости от места жительства, возраста и семейного положения информантов.

Полученные данные будут использованы для разработки количественного инструмента, который позволит измерить распространенность выявленных стандартов в современной России. Желаем авторам продуктивного развития темы!

Материалы семинара доступны по ссылке.
Rambler's Top100