Как россияне избегают новостей: масштабы, факторы и характерные черты. О совместном семинаре ЛЭСИ и Института социальной политики
Более 20% россиян в 2023-2024 гг. намеренно ограничивают свое внимание к новостному контенту. Все больше людей в мире избегают новостей, однако что нам известно о специфике этого феномена в России? И всегда ли подобный отказ от информации «радикален» и выражается в минимальном объеме потреблении?
5 ноября состоялся совместный семинар ЛЭСИ и ИСП, проведенного в рамках проекта «Экономическое поведение домохозяйств». В докладе, представленном Анастасией Казун, старшим научным сотрудником ЛЭСИ, на материалах опроса ЭПДХ (N =6007) и 67 интервью с людьми, избегающими новостей, рассматриваются основные черты такого стиля медиапотребления. Дискуссантами выступили Александр Шариков, профессор института медиа НИУ ВШЭ, и Дарья Петрова, стажер-исследователь ЛЭСИ.
В качестве основных выводов проведенного исследования можно выделить несколько тенденций:
- Отказ от новостей обычно не предполагает информационную изоляцию людей, а выражается в ограничении ими просмотра контента по отдельным темам (как правило, политико-экономическим). Наиболее распространенной причиной избегания становится негативное влияние новостей на эмоциональное состояние, причем чаще так обосновывают свое поведение женщины
- Группа россиян, избегающих новостей, достаточно разнородна: она включает как тех, для кого такая стратегия является копинг-механизмом в условиях кризиса, так и тех, чей стиль жизни исключает активное вовлечение в новостной поток
- Избегание отделяется от новостного минимализма. Если первое предполагает намеренное поведение человека, то второе – пассивное непотребление новостей, связанное с перераспределением внимания в пользу других видов контента
- В интересной ситуации в таком случае оказываются жители городов-миллионников. Они с большей вероятностью намеренно избегают новостей, однако обладают меньшими шансами быть в группе новостных минималистов