• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что говорит научная литература о потреблении в контексте кризисов? Семинар серии «Социология рынков» 22 октября

22 октября научный сотрудник ЛЭСИ НИУ ВШЭ Анна Тихомирова на семинаре серии «Социология рынков» представила доклад на тему «Consumption in crisis context: Literature review». 

Что говорит научная литература о потреблении в контексте кризисов? Семинар серии «Социология рынков» 22 октября

На основе библиометрического и систематического анализа литературы Анна Николаевна сформулировала основные направления изучения потребительских практик в условиях кризиса. Почему это важно изучать? Кризисы сопряжены с неопределенностью и провоцируют изменения привычного хода вещей, а динамика потребления в подобные турбулентные периоды является лакмусовой бумажкой социальных изменений. Так, в статье рассмотрены 3 кризиса – финансово-экономический, связанный с пандемией Covid-19 и энергетический:
  • экономический кризис рассматривается как период рецессии и стагнации, такой тип кризисов социальные исследователи анализируют чаще всего;
  • ковидный кризис вызвал настоящий бум научных работ в связи с его нехарактерной природой и условиями;
  • энергетический кризис рассматривается учеными через призму его потенциала быть драйвером к устойчивому потреблению.
Во всех трех типах кризисов цена потребительских благ является очень важным стрессором и оказывает влияние на потребительское поведение. Помимо этого, в литературе, посвященной финансово-экономическому кризису и пандемии, большое внимание уделяется таким стрессорам, как неопределенность и риск потери работы. Уникальными для ковида стрессорами являются освещение кризиса в СМИ, антиковидные меры и нарушения в поставках товаров первой необходимости. Для энергетических кризисов стрессорами выступают температура на улице, доступность энергетических ресурсов и беспокойство за окружающую среду.
Преобладающие стратегии совладания с кризисами также варьируются. Так, в финансово-экономическом кризисе основным способом выступает уменьшение трат и снижение потребления. Среди потребителей наблюдается тенденция к изменению каналов потребления, более осознанному отношению к практике потребления и сокращению ненужных трат. Страх и стресс также привели к импульсивным и паническим покупкам и стадному менталитету. В контексте энергетических кризисов основными стратегиями преодоления являются энергосберегающее поведение и гибкость спроса на энергию. Исследователи не только пытались определить последствия стрессоров, но и понять, какие факторы можно использовать для обеспечения более рационального потребления энергии населением.
На основе изученной литературы заключается, что ученые высказывают запрос на генерализацию полученных данных и выводов, а также межстрановое сравнений стратегий адаптации и преодоления кризисов.
Rambler's Top100