Инновации в обрабатывающей промышленности: какова роль кооперации и государственной поддержки?
На семинаре серии «Социология рынков» 8 октября состоялся доклад «Вывод на рынок новых продуктов: кооперация организаций и государственное вмешательство», который представили Юлия Белова, ведущий научный сотрудник Лаборатории экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, и Марина Евсеева, эксперт Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
В исследовании авторы опираются на политико-культурный подход и теорию полей экономических социологов Нила Флигстина и Дага Макадама. На примере ряда высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности докладчики продемонстрировали, какую роль играет сотрудничество организаций и государственная поддержка научно-производственной кооперации в увеличении инновационной активности компаний на рынке. Кроме того, был затронут сюжет, связанный с фактором доминирования организаций на отраслевом рынке, который определяет специфику кооперации и использования мер господдержки.
Эмпирической базой исследования послужил анкетный опрос руководителей промышленных организаций, проведенный в 2023 году Лабораторией экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках ежегодного Мониторинга инновационного поведения предприятий (N=1047). В основу выводов авторов легли результаты, полученные путем регрессионного анализа. Как отметил один из дискуссантов, Станислав Заиченко, инструментарий исследования хороший и богатый, а используемые данные уникальны и подходят для развития поднятой темы:
"Теплые чувства вызвал текст доклада, в котором сразу узнается знакомое обследование инновационных предприятий, ведущееся, наверное, уже около 15 лет. Процесс продолжается, а главное, продолжается анализ инновационной деятельности на основе уникальных данных. Очень богатый, хороший инструментарий, и хотелось бы больше публикаций на тему инновационной деятельности в обрабатывающей промышленности"
Заиченко Станислав Александрович, ведущий научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ, доцент Департамента образовательных программ
В ходе исследования авторы выяснили, что вероятность вывода на рынок инновационной продукции повышает сотрудничество организаций с такими категориями партнеров как «клиенты» в области инжиниринга и промышленного дизайна (в 2,6 раза), а также «предприятия-смежники» и «консалтинговые компании» в сфере маркетинга и продвижения нового продукта (в 1,6 и 1,8 раза соответственно). Вероятность также увеличивается, если фирмы сотрудничают с научными организациями в профильных для них областях – научных исследованиях и разработках, обучении/переподготовке персонала (1,7 и 1,6 раз соответственно), но снижается, если взаимодействие дополняется услугами по исследованию рынка и продвижения продукции.
"Стоит отметить, что в результате исследования не подтверждена значимость сотрудничества вузов и фирм в области научных исследований и разработок. Несмотря на то, что в последнее время существенно усилена государственная поддержка развития исследовательских компетенций вузов и введены разнообразные форматы научно-производственной кооперации, фирмы, по всей видимости, по-прежнему обращаются к ним в первую очередь за образовательными услугами"
Евсеева Марина Викторовна, эксперт Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ
Согласно выводам авторов о роли государственной поддержки, вероятность успешного вывода инноваций на рынок повышается в 2 раза, если фирма пользуется мерами в формате сотрудничества с инжиниринговыми центрами на базе ведущих вузов.
"Инжиниринговые центры каждый раз выбирают под заказчика наиболее квалифицированных и подходящих исполнителей, которые имеют разработки в высокой степени готовности. Здесь под каждый проект выбираются новые организации и люди, то есть это всегда отдельные истории, связанные с квалификацией. А технопарки, например, объединяют часто стартапы, которые сами являются фирмами-претендентами, им сложнее и кооперироваться, и договариваться. В отличии от инжиниринговых центров, например, там слабее квалификационная составляющая и гораздо менее выражена координирующая функция"Белова Юлия Юрьевна, ведущий научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ, доцент кафедры экономической социологии
Высокая эффективность господдержки кооперации выявлена в отношении тех форматов, которые в том числе предполагают создание пространств для непосредственного взаимодействия науки и бизнеса «лицом к лицу», когда партнеры получают возможность в своих решениях ориентироваться на действия друг друга (например, ИНТЦ).
Как отмечают авторы, обращение к поддержке кооперации в формате кластеров и технопарков имеет наименьшие положительные эффекты на вывод на рынок новых продуктов, что согласуется с результатами о не слишком продуктивном взаимодействии компаний с такими субъектами инновационной инфраструктуры как технопарки, центры трансфера технологий, инновационные кластеры и прочее.
Исследование также показало, что результаты кооперации и ее господдержки сильно различаются в зависимости от размера и доминирования компаний на рынке. Если для малых и средних организаций это возможность для роста, то для крупных - необходимость выстраивать сложные цепи поставок и укреплять свои позиции на рынке.
Из доклада следует, что, например, форматы инфраструктурной поддержки предполагают объединение организаций, претендующих на доминирование на рынке, которые имеют меньше ресурсов и возможностей для вывода на рынок инноваций. Однако, по мнению Юлии Беловой, такие фирмы-претенденты на доминирование в силу своих примерно одинаковых структурных позиций могут создавать коалиции, кооперироваться и трансформировать структуру рынка в свою пользу. Дискуссант Евгений Савелёнок назвал подобную технопаркам инфраструктурную поддержку "средовой", которая противопоставляется ситуации, когда ресурсы распределяются между теми, кто уже наработал хорошую репутацию:
"Есть две принципиально разных парадигмы - мы создаем среду, и только потом все начинает работать или мы ищем то, что работает, поддерживаем и через них тоже все начинает работать. Мы начали в парадигме институциональной – с 90-х годов мы создаем среду, но результаты этого подхода не столь блестящи, как хотелось бы. Сейчас развивается другой подход – мы находим доминирующие (успешные) компании и их поддерживаем. Этот подход кардинально отличается от позиции создания среды. В данном случае мы за средой не теряем тех, кто реально работает, мы их поддерживаем. Технопарки и прочая инфраструктура – это элемент среды, это элемент подхода, когда создается среда и поддержка касается всех"Дискуссант Евгений Савелёнок отметил, что получил удовольствие от прочтения хорошо выверенного и логично-структурированного текста доклада. По его мнению, авторы справились со своей задачей.Савелёнок Евгений Алексеевич, советник, заместитель заведующего кафедрой Школы инноватики и предпринимательства, академический руководитель образовательной программы "Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании"
Докладчики также подчеркнули, что в кризисные периоды развития рынка пространство взаимодействия доминирующих организаций и фирм-претендентов существенно изменяется. Более того, в нынешних социально-экономических условиях, трансформация полей стратегических действий компаний характеризуется нетипичной расстановкой их сил, что делает исследование еще более актуальным:
"Стандартная схема, когда в поле вторгаются какие-то другие мощные, глобальные игроки из смежных индустрий. Сегодня мы наблюдаем другую схему, но она, на самом деле, столь же серьезна по своим последствиям - мощные доминирующие игроки не вторгаются, а уходят. Они покинули рынок, нарушены многие связи со смежными полями, и в том числе такие важные связи, как технологические. Казалось бы, доминирующие игроки ушли, и надо бы радоваться – претенденты могут стать доминирующими «просто так», но чтобы стать доминирующим игроком, недостаточно, чтобы кто-то ушел. Это довольно интересная во всех смыслах картина"Радаев Вадим Валерьевич, первый проректор, руководитель Лаборатории экономико-социологических исследований, профессор
«Интересное исследование и выглядит все очень достойно» - подытожил Вадим Радаев.
В рамках семинара своими мыслями по поводу результатов исследования поделились также Елена Бердышева, Ольга Кузина, Анита Поплавская, Анна Тихомирова, Александр Победоносцев, Анна Банько, Кирилл Ескин, Семен Тарнавский, Пашков Станислав, Пилипенко Екатерина, Александр Куракин и некоторые другие внешние участники мероприятия. Авторы доклада поблагодарили всех коллег за ценные комментарии и высокий интерес к исследованию.
Желаем Юлии Юрьевне и Марине Викторовне дальнейшей продуктивной кооперации и успехов в развитии такой важной темы!
Белова Юлия Юрьевна
Ведущий научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций, доцент кафедры экономической социологии
Евсеева Марина Викторовна
Центр научно-технической, инновационной и информационной политики: Эксперт
Заиченко Станислав Александрович
Ведущий научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций
Радаев Вадим Валерьевич
Руководитель Лаборатории экономико-социологических исследований, первый проректор НИУ ВШЭ
Савелёнок Евгений Алексеевич
Школа инноватики и предпринимательства: Заместитель заведующего кафедрой