• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поздравляем Анастасию Казун с победой в конкурсе РНФ «Проведение инициативных исследований молодыми учеными»!

Грантом поддержано исследование «Медиасреда с большим выбором: потребление информации в современной России»

Изображение: Freepik.com

Изображение: Freepik.com
freepik
Аннотация проекта:
Раньше потребление новостей было локализовано в пространстве и времени и ограничивалось тем объемом контента, который могли транслировать традиционные медиа с ограниченной пропускной способностью. Сейчас же пользователи сети Интернет имеют возможность взаимодействовать с бесконечным потоком информации, которая доступна круглосуточно и может потребляться практически в любом месте. В настоящее время мы можем говорить о медиасреде с большим выбором, поскольку предложение контента разного содержания, на разных платформах и в разнообразной форме чрезвычайно велико, a погружение в новостную ленту доступно практически в любом временном и пространственном контексте. Исследования проблемы избытка демонстрируют, что подобная ситуация может приводить к информационной перегрузке и отказу от потребления новостей. В кризис ситуация усугубляется: одновременно возрастают потребность в ориентации, которая создает повышенный спрос на информацию, и негативность новостей. Именно это приводит к возникновению таких практик медиапотребления как избегание новостей и думскроллинг, которые будут рассмотрены в этом проекте. Под избеганием новостей мы понимаем полный отказ от потребления информационного контента или его существенное сокращение. Под думскроллингом – болезненное и избыточное внимание к негативным новостям. И избегание новостей, и думскроллинг являются продуктами медиасреды с большим выбором. Так, к избеганию новостей может подталкивать избыток их предложения, который увеличивает когнитивные и временные издержки нахождения в информационном потоке. Дополнительно ограничению потребления новостей способствует возрастающий во время кризиса негативный уклон новостей. Думскроллинг возникает в ситуации, когда высокое предложение информации сталкивается со спровоцированным кризисом спросом на нее. Задачей настоящего исследования является анализ избегания новостей и думскроллинга как осознанных и внутренне мотивированных действий, а не деструктивного аффективного поведения. С учетом высокого распространения избегания и думскроллинга необходимо отказаться от нормативного подхода, через призму которого они обычно изучаются. Решение этой задачи позволит лучше понять проблему выбора в условиях избыточного количества альтернатив (релевантно, в частности, для поведенческой экономики), особенности медиапотребления в условиях медиасреды с большим выбором (релевантно для медиаисследований), характерные черты взаимодействия с информационным контентом в контексте кризиса (кроме медиаисследований может быть полезно в социологии риска, а также имеет практическую значимость). В частности, понимание особенностей потребления новостей во время кризиса может позволить более успешно разрабатывать стратегии коммуникации с населением. Также в исследовании мы проблематизируем доминирующие теории медиа, в частности теорию повестки дня. В условиях, когда заметная часть населения отказывается от новостей, представляется необходимым не только изучение влияния потребления СМИ на общественное мнение, но и анализ влияния не-потребления новостей на взгляды населения.

Более подрабная информация о проекте на сайте РНФ.
Rambler's Top100