• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вадим Радаев и Яна Рощина представили совместное исследование о потреблении алкоголя на Пятой международной конференции пользователей данными РМЭЗ НИУ ВШЭ

Они впервые протестировали на российских данных «теорию коллективности культур потребления алкоголя» (collectivity of drinking cultures). Результаты недавно опубликованы в журнале «Drug and Alcohol Review».

Вадим Радаев и Яна Рощина представили совместное исследование о потреблении алкоголя на Пятой международной конференции пользователей данными РМЭЗ НИУ ВШЭ

© Pixabay

Теория, согласно которой изменения в потреблении алкоголя происходят согласованно среди всех основных групп потребителей алкоголя (сильно, умеренно и слабо пьющих) была сформулирована еще в 1985 году норвежским исследователем Оле-Йоргеном Скогом и стала одной из наиболее влиятельных теорий в исследованиях потребителей алкоголя. Ее положения подтолкнули к переосмыслению подходов к изменению потребления алкоголя и отказу от фокусировки только на группах высокого риска при разработке антиалкогольной политики. 

С тех пор исследователи предпринимают попытки верифицировать эту теорию на данных по разным странам и пересмотреть ее с учетом новых результатов. Результаты эмпирических исследований довольно противоречивы. Одни подтверждают тезис о коллективности, другие, напротив, фиксируют поляризацию трендов по разным группам.

Новая работа Вадима Радаева и Яны Рощиной представляет собой первую попытку проверить, насколько эта теория справедлива для России в условиях значительного снижения доли потребителей и объемов потребления алкоголя среди населения в период с 2006 по 2018 гг.

Во-первых, исследователи зафиксировали схожие тенденции снижения потребления алкоголя для мужчин и женщин и различных типов потребителей алкоголя (от практически не пьющих до сильно пьющих), подтвердив тезис о коллективности применительно к России.

Во-вторых, они определили, что основной вклад в снижение общего уровня потребления алкоголя внесло не снижение объема потребления алкоголя пьющими, а значительное увеличение доли абстинентов (трезвенников) (78% от общего снижения потребления за период). Наиболее значительную роль в этом снижении сыграли женщины и молодежь.

В-третьих, выяснилось, что относительное снижение объема и уровня потребления алкоголя было самым низким для сильно пьющих и самым высоким для мало пьющих. Однако абсолютное снижение объема и уровня потребления алкоголя было наиболее значительным для сильно пьющих.

Самый важный вывод, который был сделан в исследовании, состоит в подтверждении теории коллективности культур потребления алкоголя в версии «мягкой» коллективности (soft collectivity), когда тенденции снижения потребления алкоголя для разных типов потребителей алкоголя однонаправленны и согласованы, но при этом различны по величине. Этот вывод важен для формирования адекватной политики, регулирующей потребление алкоголя.

Со статьей можно ознакомиться на сайте Wiley Online Library:

Radaev V., Roshchina Y. Decline in alcohol consumption in Russia: collectivity or polarization? // Drug and Alcohol Review. 2021. Vol. 40. P. 1-8. doi

Кроме того, на конференции было представлено совместное исследование Ксении Рожковой, Сергея Рощина и Яны Рощиной на тему влияния некогнитивных навыков на потребление алкоголя, которое ранее обсуждалось на семинаре ЛЭСИ.

Также Яна Рощина провела два мастер-класса по работе с базой РМЭЗ НИУ ВШЭ по слиянию данных семейного и индивидуального уровней, а также данных членов одного домохозяйства (семьи).

С результатами работы конференции можно будет ознакомиться на сайте Российского мониторинга экономического положения и здоровья.

Rambler's Top100