• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Высшее образование как канал социальной инклюзии индивидов с инвалидностью: от институционального контекста к индивидуальным траекториям» Репортаж с выступления Софьи Коржук

На семинаре «Социология рынков» 17 сентября 2019 с докладом «Высшее образование как канал социальной инклюзии индивидов с инвалидностью» выступила научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ Софья Коржук. Она представила результаты своего диссертационного исследования.

В начале выступления автор обозначила, что и в СССР, и в России вплоть до середины 2000-х гг. социальная политика в отношении людей с инвалидностью носила преимущественно компенсационный характер, сводилась к универсальным выплатам и созданию сети специализированных учреждений, которые, однако, не могли удовлетворить потребности всех людей с инвалидностью. При этом условия для взаимодействия с «большим» обществом ограничивались, проблема изолированности сохранялась. Сейчас ситуация меняется: задачей социальной политики является обеспечение равных возможностей для людей с инвалидностью и без инвалидности.

В контексте исследования высшее образование рассматривается как ресурс, в значительной степени повышающий шансы людей с инвалидностью на социальную инклюзию, при этом в фокусе – успешные образцы индивидуальные, групповые, институциональные образцы интеграции, а не барьеры к получению высшего образования людьми с инвалидностью. Теоретическая рамка базируется на работах П. Сорокина, П. Бурдье, Р. Патнема, Дж. Урри, Д. Норта. Целью исследования было выявление и описание возможностей по освоению социального и физического пространства, которые открываются людям с инвалидностью при получении высшего образования. Кейсом для изучения опыта инклюзивного обучения в вузе стал Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.

Анализ данных массива российских вузов, которые обучают 30 и более студентов с инвалидностью (N=71), сформированного автором на основе комбинации информации, содержащейся в статистике Министерства образования и науки РФ, положениях об обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья вузов и на сайтах вузов (и других релевантных интернет-ресурсах), Софья выяснила, что большинство вузов не имеют (или не обозначают) ориентацию на обучение студентов с инвалидностью (45 из 71). И в то же время, хотя меньшая часть вузов (26 из 71) четко артикулируют формат обучения студентов с инвалидностью и имеют условия для их обучения, в них обучается большая часть студентов с инвалидностью (3434 чел. по сравнению 2540 чел., обучаемых первой группой вузов по данным на 2015 г.).

Анализ материалов «Комплексного наблюдения условий жизни населения» (КОУЖ, за 2011, 2014, 2016 гг.) показал дифференциацию социально-экономических характеристик и пространственной мобильности индивидов с инвалидностью в зависимости от уровня образования. Исследовательница подчеркнула, что обладание профессиональным образованием, в особенности высшим, коррелирует как с пространственной подвижностью людей с инвалидностью, так и с их социальными достижениями – наличием собственной семьи, работы и профессионального статуса, более благоприятным материальным положением, транспортной и туристической подвижностью и т.д.

Завершающая часть выступления была посвящена изучению опыта обучения в вузе студентов с инвалидностью. Источниками информации стали: мониторинг оценки студентами качества преподавания в НГУ (N= 1300; рук. к.с.н. Черкашина Т.Ю.), онлайн-опрос студентов (N=36) и выпускников (N=31) НГУ с инвалидностью, глубинные интервью с участниками процесса становления и реализации инклюзивного образования в НГУ: студентами (N=8) и выпускниками (N=8) с инвалидностью; преподавателями (N=5); начальником Социального управления НГУ; бывшим координатором Программы поддержки обучения студентов с инвалидностью НГУ.

Софья продемонстрировала, ссылаясь на ответы респондентов, что для многих людей обучение в вузе поспособствовало расширению круга полезных контактов, появлению друзей, образованию семьи, пространственному движению из малых и средних городов в региональные и федеральные столицы. В завершении выступления, Софья придала лаконичным цифрам яркости, приведя цитаты выпускников с инвалидностью. Благодаря цитатам раскрылись личные истории студентов с инвалидностью и их уникальный опыт преодоления существующих барьеров.

Инклюзивное обучение активизирует адаптацию к условиям «большого» общества, способствует приобретению навыков по преодолению барьеров и трудностей, связанных с инвалидностью, расширению сети социальных контактов, которые могут быть мобилизованы для достижения разнообразных целей. Оно положительно сказывается на пространственной подвижности, что, в конечном итоге, приводит к расширению возможностей участия в различных сферах социальной жизни и увеличению шансов на восходящую социальную мобильность.

Дискуссантом доклада выступил Борис Белявский, стажер-исследовать ЛЭСИ. Он отметил внушительный объем проделанной работы и выразил благодарность Софье за ее труд. В качестве замечаний он выделил нехватку «исследовательской кухни» в тексте: какие задачи решались каждым из использованных массивов данных, какие именно индикаторы анализировались в каждом из мониторингов? Хотя этот недостаток вполне может быть лишь следствием ограниченного времени на выступление. Борис также отметил, что стоит сфокусироваться именно на сущностных отличиях, которые кроются за цифрами: дифференциация социально-экономических характеристик вследствие получения высшего образования характерна как для индивидов с инвалидностью, так и для индивидов без инвалидности. В чем тогда разница между опытом этих двух социальных групп? Дискуссант добавил, что было бы интересно увидеть социальную эксклюзию и инклюзию на конкретных примерах из вузов. Кроме того, интересно узнать, является ли «способность не обращать внимания на ограничения среды» приобретённой в вузе или приобретенной изначально из-за агрессивной среды (до обучения).

В продолжение поднятой Борисом темы о различиях в опыте было предложено изучить разницу в той пользе, которую высшее образование приносит людям с инвалидностью и без. Слушатели обратили внимание на то, что «успех» может быть обусловлен более глубинными факторами, чем просто получение высшего образования, а в рассматриваемом случае возникает самоотбор. Участники также предложили больше времени уделить личным историям и нарративам и  изучить факторы формирования конкретных моделей обучения людей с инвалидностью («Почему модели так сильно отличаются и что с этим связано?»).

Результаты опросов же могут иметь совсем другое значение: плюсы, которые люди связывают с получением высшего образования, в действительности проистекают из того, что эти люди прошли какие-то адаптационные программы? Но существует ли в России какая-то институциональная инфраструктура, которая на уровне с высшим образованием могла бы содействовать инклюзии или действовать на более ранних стадиях?

Таким образом в процессе активного обсуждения были даны ценные замечания и предложены направления для дальнейших исследований. 
Rambler's Top100