Новый выпуск бюллетеня ЛЭСИ "ЭСФорум" (2017, 5 (56))
Россия и символы эпох, патриотизм потребителей, 25 лет постсоветской потребительской культуры и прощание с Америкой – это и многое другое в новом выпуске бюллетеня "ЭСФорум"!
Россия и символы эпох, патриотизм потребителей, 25 лет постсоветской потребительской культуры и прощание с Америкой – это и многое другое в новом выпуске бюллетеня "ЭСФорум"!
В этом номере читайте:
Рубрика «Знакомимся»
Руководитель агенства SALT Марина Овчинникова в специальном интервью рассказывает, почему они с большим энтузиазмом поддержали эмпирический проект НИУ ВШЭ «Россия. Символы эпох». Тема проекта придала «душевности» даже дизайну исследования: фокус-группы с пряниками, видеоролики с воспоминаниями респондентов, от которых наворачиваются слезы. Важно, что у подобной социологической разведки есть не только теоретическая, но и практическая ценность: обширный полевой материал и богатая теоретическая рефлексия усилят валидность ключевых потребительских тенденций, по крупицам реконструируемых в рамках мониторинга SALT Trend Watch.
Рубрика «Узнаем»
В этой рубрике представляем текст профессора НИУ ВШЭ Светланы Барсуковой «Патриотизм потребителей». Будучи экспертом по теме патриотического потребления, автор показывает, что попеременное пристрастие/отчуждение российских потребителей то к отечественным, то к импортным товарам имеет явную политическую подоплеку. Частные потребительские решения россиян оказываются зеркалом процессов, выстраиваемых вокруг бренда страны.
Рубрика «Учимся»
Эссе стажеров-исследователей ЛЭСИ НИУ ВШЭ Майи Шмидт и Тамары Кусимовой «Качели спроса: 25 лет постсоветской потребительской истории», помещенное в рубрику «Учимся», развивает эту же тему и насыщает ее множеством подробностей. Они рассказывают о том, как дух эпохи неизбежно сказывается на поведении людей, ее проживающих, а категории «вкусно/невкусно» стоит оцени- вать в контексте исторического процесса. Базово безвкусные устрицы прекрасны не только приатаченными к ним ассоциациями со свежестью морского бриза, но и тем, что они несут «вкус свободы». При этом необходимо четко улавливать гастрономическую повестку дня – в разные годы французские и сахалинские устрицы не одинаково конкурентоспособны в борьбе за внимание российского потребителя.
Рубрика «Шутим»
Вниманию читателей предлагается рецензия на книгу Стивена Норриса «Blockbuster History in the New Russia». Внося финальную ноту в разговор о ностальгическом потреблении в России, автор рецензии, стажер-исследователь ЛЭСИ Анна Соколова, озаглавила ее весьма оптимистично «Гудбай, Америка, привет, Россия!». И даже если вы, как и избалованная хорошими социологическими материалами редакция «ЭСФорума», крепились до этого момента, мысленно перемещаясь между «Братом» Балабанова, «Островом» Лунгина и «Сталинградом» Бондарчука, приходится сдаться и встретиться с ностальгией «лицом к лицу», ведь «российский блокбастер нежизнеспособен вне производящей его эпохи». А разве кто-то может существовать иначе?