Что мы знаем о hygge, или как организовать дружелюбную конференцию на 2,5 тысячи участников
6-8 июля в Копенгагенской школе бизнеса состоялся 33-ий Коллоквиум Европейской Группы по исследованиям организаций (European Group for Organization Studies). Его темой стала весьма широкая теоретическая и методологическая (а также, добавлю, литературная) рамка «Хорошая организация: устремления • вмешательство • борьба». Ежегодный EGOS Colloquium является крупнейшим по масштабу и значимости мероприятием в области исследований организаций наравне с Annual Meeting of the Academy of Management (США), и каждый год конференцию посещает до двух с половиной тысяч человек, не считая простых любопытствующих и сочувствующих посетителей отдельных секций.
Подавая заявку в ноябре, я не очень представляла, как можно организовать выступление 2,5 тысяч человек за три дня, и при этом достаточно полезным и содержательным для них образом. Оказалось, возможно все, а EGOS – очень scholar-friendly мероприятие. Но зачем писать про 63 тематических секции по 10 панелей, двумя кругами общих дискуссий и двумя пленарными заседаниями? Этим не удивишь после опыта Апрельской конференции. А вот чем EGOS удивил, о том подробнее.
Всем знакома динамика двух-трех-дневной секции на конференции – от полной аудитории к тет-а-тетной беседе между докладчиками и модератором, с редкими пиками интереса на звездных сессиях. Сложно в это поверить, но на EGOS в аудитории моей секции «Do “Good” (or “Bad”) Emotions Equate to “Good” (or “Bad”) Organizations?» не было свободных мест уже за 10 минут до начала даже в последний день! Конечно, аудитория была на 30 человек, академическая этика и дисциплина различается между странами, но простое правило ходить на все мероприятия своей секции решает проблему безбилетника и создает невероятно доверительную и дружественную атмосферу между участниками, которые за три дня успевают перезнакомиться и найти много общих тем. Хотя следует сказать и об обратной стороне: до начала конференции оргкомитет разослал как минимум три письма с настоятельной просьбой ходить на мероприятия своей секции, а на чужие заседания не засматриваться.
Второе важное отличие в том, что EGOS – не столько конференция, сколько коллоквиум. Каждая из 10 сессий в секции состояла из трех докладов, и каждому докладчику заранее приписывался рецензент. Все полные тексты докладов также были доступны в личном кабинете, а негласная договоренность предполагала, что все читают. И все читали! В результате, каждый участник получал как минимум один содержательный отзыв, а также массу полезных комментариев для дальнейшей работы над текстом.
Третье отличие заключалось в демократичном подходе к выбору общих мероприятий конференции: каждый день участникам предлагались пять параллельных пленарных заседаний с дискуссиями, от исследований организации через призму истории и времени до обсуждений «идеальной организации» как утопической модели. Организаторы также продумали насыщенную культурную программу, служащую «связкой» между конференцией и отдыхом – можно было порассуждать о структуре снов (и роли организации в них) или заняться этнографией Христиании, самой знаменитой и свободной части Копенгагена.
Неожиданное четвертое отличие было в информационном обеспечении. К открытию конференции оргкомитет выпустил специальное приложение. Когда твое собственное расписание, все статьи секции, а также карты зданий – пароли – контакты участников оказываются под рукой, это невероятным образом облегчает поиск всего.
А пятое отличие стало совокупностью всех предыдущих. Одним из ключевых для Дании является понятие «hygge», которое можно описать как совокупность уюта, дружелюбия и удобства окружающей среды и социальных отношений. Hygge настолько важно для датчан, что они даже написали об этом книгу, и не одну. И конференцию Copenhagen Business School организовали в лучших традициях этого датского слова, начиная от детально продуманных ланчей до неформальных утренних обсуждений литературности и метафоричности организационных процессов. EGOS оказался не просто тусовкой, а действительно большой сетью крайне увлеченных и интересующихся исследователей, как молодых студентов, так и именитых профессоров.
Кафедра экономической социологии: Преподаватель