Социальный контекст школы и образовательные стратегии учащихся
7 февраля состоялся семинар серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований. Тенишева Ксения, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, соискатель степени кандидата социологических наук НИУ ВШЭ представила свой проект о влиянии разных аспектов социального контекста на образовательные успехи и стратегии учащихся
Ксения Тенишева отмечает, что в образовании сохраняется неравенство, несмотря на увеличивающийся доступ ко всем уровням образования, которое в свою очередь влияет на жизненные возможности людей. Образовательные успехи учеников, в первую очередь, определяются социальным происхождением учащегося, а также важную роль играют социальное окружение ученика и его академические установки.
Докладчик рассматривает социальный контекст в широком смысле – как разные аспекты социальной структуры, в которой укоренен (в терминологии М.Грановеттера) индивид. Рассматривается контекст двух видов: групповой – социальные группы, в которые включен индивид (семья, друзья, одноклассники) – и институциональный образовательный (тип школы, внеклассная деятельность, в которую вовлечен ученик).
Какие аспекты социального контекста оказывают влияние на образовательные успехи и стратегии учащихся? Для ответа на данный вопрос, докладчик исследовала влияние характеристик социального происхождения, роль академической мотивации и связь между внеклассной активностью и успехами учеников и другими параметрами.
Эмпирическую базу исследования составили данные опросов, проведенных Научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в четырех регионах России (Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Московской области и Псковской области) в 2010-2012 гг.
Теоретической основой исследования выступил реляционный подход (relational approach) и его применение к исследованиям образования (Granovetter 2000; Bearman et.al. 2004; Murphy 2011). Особое внимание автор уделила теориям и гипотезам, которые легли в основу кандидатской диссертации:
1) Образовательные успехи и планы объясняются концепцией социального воспроизводства (Blossfeld; Gerber; Hout; Шкаратан, Радаев). Гипотеза: успехи ученика тем выше, чем выше социальный статус его родителей
2) Образовательный выбор: стратегии избегания рисков (Breen, Goldthorpe). Гипотеза: при выборе образования ученики следуют мотиву избегания рисков и скорее стремятся достигнуть уровня родителей.
3) Эффекты этничности и миграции: разрыв в успехах (Alba, Portes, Zhou), позитивный отбор (Feliciano), «мигрантский оптимизм» (Kao, Tienda), академическая устойчивость (Martin). Гипотеза: Этнический и миграционный статус оказывают разное влияние на успехи и планы ученика: представители этнического меньшинства получают худшие оценки.
4) Социальное окружение: «большая рыбка в маленьком пруду» и эффект «отражённой славы» (Marsh et al). Более успешный контекст школы и класса ведёт к меньшей уверенности учеников в своих силах. Тот же эффект оказывают более успешные друзья.
5) Внеклассная активность: «согласованное воспитание» (Lareau), вовлечённость в школьный процесс (Marsh). Внеклассные занятия помогают повысить успеваемость как напрямую, так и косвенно
Ксения Тенишева выделила четыре основных блока с положениями, выносимыми на защиту, и представила основные результаты на семинаре.
1) Иноэтнический статус не влияет на успехи учащихся, но повышает их притязания. Мигранты более успешны в школе (при учёте влияние социо-экономического статуса). Найдено подтверждение эффекта «мигрантского оптимизма» - мигранты более мотивированны к учёбе.
2) Определены механизмы формирования уверенности учащегося в своих силах с учётом разных социальных контекстов: школы, класса, друзей (эффект статуса школы положительно влияет на уверенность в своих силах по математике; эффекты класса, школы и друзей положительно влияют на успеваемость класса). Обнаружено положительное влияние фактора обучения в школах повышенного статуса на самооценку школьника. При этом самооценка учащихся отличается в зависимости от их пола и размера города.
3) Ученики используют стратегию избегания рисков при выборе образовательной траектории «колледж-вуз». В основном родители учеников, выбирающих эту стратегию, относятся к низкоквалифицированным и среднеквалифицированным профессионалам.
4) Влияние друзей на образовательные успехи и стратегии учащегося может быть сильнее, чем влияние родителей.
Подводя итог, Ксения Тенишева отметила, что социальный контекст отображает изменения, которые происходят в социальной структуре. Ученики укоренены в социальной структуре, взаимодействуя с родителями, другими учениками, учителями, тем самым выстраивая мотивации к достижению успехов и определяя образовательные и жизненные траектории.
Преподаватели кафедры экономической социологии и сотрудники ЛЭСИ задавали много уточняющих вопросов относительно операционализации концептов, использования терминов и методологии исследования, а также высказали некоторые предложения и комментарии. Денис Стребков попросил уточнить понятия «успехи», «планы», «установки», «достижения» и «притязания», поскольку в разных задачах они используются как синонимы. Кроме того, данные переменные используются в разных задачах как зависимые при разных независимых переменных, однако содержательный смысл использования этих переменных не всегда очевиден. Зоя Котельникова предложила обосновать, почему были выбраны ученики 8-9 классов и уточнить, не накладывает ли это каких-то ограничений или особенностей. Ксения Тенишева пояснила, что выборка была построена таким образом, поскольку после 9 класса часть школьников продолжает своё обучение в колледжах, то есть совершает выбор своей образовательной траектории. Яна Рощина посоветовала сначала пробовать разные методы, а потом выбирать наиболее хорошую и качественную модель регрессии, а не проверять существующие модели из теоретических исследований. Тогда можно было бы получить более интересные и однородные результаты.
Котельникова Зоя Владиславовна
Лаборатория экономико-социологических исследований: Старший научный сотрудник
Рощина Яна Михайловна
Лаборатория экономико-социологических исследований: Старший научный сотрудник
Стребков Денис Олегович
Лаборатория экономико-социологических исследований: Старший научный сотрудник
Тенишева Ксения Алексеевна
Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки": Младший научный сотрудник