Новая статья по рынку алкогольной продукции
Сообщаем о выходе новой статьи, проблематизирующей особенности потребления алкогольной продукции в России:
Радаев В. В., Котельникова З. В.Изменение структуры потребления алкоголя в контексте государственной алкогольной политики в России // Экономическая политика. 2016. № 5. С. 92-117.
В фокусе работы находятся длительные изменения в структуре потребляемых алкогольных напитков, наблюдаемые в российском обществе с конца XX столетия. В статье анализируется советская структурная модель потребления алкоголя, сформировавшаяся в 1960-1980-е годы, изучается опыт борьбы государства с самогоноварением, наблюдается двойной слом советской модели в результате экономико-политических шоков, прослеживается возникновение новых тенденций в потреблении алкоголя промышленного и домашнего производства в 2000-е годы и их прерывание в 2010-е годы. Отдельно обсуждается вклад текущей российской алкогольной реформы в изменении структурной модели потребления алкоголя. В работе используются три комплементарных источника эмпирических данных – статистика Росстата об объемах потребления алкоголя, которые для понимания трендов советского периода дополняются экспертной статистикой нелегального алкоголя, а для изучения постсоветского периода данными о динамике доли потребителей основных алкогольных напитков, полученными в ходе панельных опросов взрослого населения Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) за 1994–2015 годы. Статистические и опросные данные демонстрируют в целом сходные тенденции в потреблении алкоголя. Происходят короткие циклы колебаний потребления как легального, так и нелегального алкоголя, которые в отдельные периоды могут двигаться в одном направлении или в противоположных направлениях. Причинами эволюции выступает комбинированное влияние экономических и политических факторов, вклад которых меняется с течением времени. После прохождения ряда циклов к 2010-м гг. основные тенденции прерываются, и выстраивается новая структура потребления алкоголя. Эту структуру пока нельзя считать устойчивой. Но в целом модель потребления алкоголя постепенно эволюционирует, уходя от традиционного для России северного стиля потребления.