• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нелегальные, но легитимные: развитие незаконных рынков алкоголя в России с 1980-х годов

8 сентября в рамках серии семинаров «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований выступил руководитель лаборатории Вадим Радаев с докладом «Illegal but legitimate? The evolution pf illegal alcohol markets in Russia since 1980s». Семинар начался с поздравления коллег и студентов с началом нового учебного года, а также с представления нового менеджера ЛЭСИ и новых сотрудников Лаборатории.

Для обсуждения был представлен проект главы в книгу, готовящуюся к изданию в Oxford University Press Институтом Макса Планка в области социальных наук (Кельн, Германия).

Вадим Радаев заметил, что нелегальные рынки мало изучаются социологами, несмотря на всю свою значимость в России и во многих других странах. И представляемая работа, нацеленная на изучение структуры и динамики развития рынков нелегального/неучтенного алкоголя в России с конца советского периода по настоящее время, призвана по крайней мере отчасти восполнить данный пробел.

Радаев обратил внимание на то, что легальные и нелегальные рынки часто взаимосвязаны, и более того, они в какой-то степени являются «сообщающимися сосудами»: сокращение одного может, по крайней мере отчасти, компенсироваться ростом другого. И важно понять, в какой степени на эти взаимные переливы влияют столь разные факторы как ограничительные меры алкогольной политики, экономические тенденции, изменения в законодательной базе и практиках правоприменения.

По мнению автора, следует выделить пять основных рынков нелегального/неучтенного алкоголя: домашний алкоголь, контрафактный алкоголь (подделка фирменных товарных знаков), нелегально произведенный и реализуемый оригинальный алкоголь, неучтенный алкоголь, ввозимый физическими лицами в рамках трансграничной торговли, и алкогольные суррогаты (спиртосодержащие медицинские препараты, парфюмерия и продукты бытовой химии, реализуемые официально, но непредназначенные для питья. Первые три рынка стали непосредственным предметом анализа.

В качестве источников данных использовались базы RLMS-HSE, Росстата, Роспотребнадзора, Роспатента, ФТС России и Верховного суда РФ.

В эволюции алкогольного рынка в России с 1980-х годов до наших дней выделяются четыре этапа. Первый этап  позднего социализма и экономического застоя охватывает период до 1991 г. В этот период произошла широко известная антиалкогольная реформа Горбачёва 1985-1987 гг., которая привела к резкому ограничению производства и продажи легального алкоголя. В результате потребление легальной алкогольной продукции снизилось более чем на 50%. Потребление же нелегального алкоголя (преимущественно самогона) в эти годы увеличилось на 80% и составило около двух третей общего потребления алкоголя в России.

В рамках второго этапа (1992-2000 гг.) произошла радикальная экономическая реформа с либерализацией торговли и ослаблением государственного контроля над рынками. Общее потребление самогона в 1990-х гг. продолжало возрастать, однако потребление домашнего алкоголя постепенно начинает замещаться потреблением нелегально произведённого и импортированного алкоголя. При этом качество продукции было достаточно низким – по данным Роспотребнадзора, около 30-40% продаваемого в России алкоголя были ненадлежащего качества или даже представляли опасность для здоровья людей.

Третий этап (2001-2007 гг.) характеризуется экономическим ростом и одновременным ужесточением государственного контроля над рынками алкогольной продукции в России. Это приводит к относительному и абсолютному сокращению масштабов всех изучаемых нелегальных рынков, их вытеснением потреблением легального алкоголя. Вдобавок, экономический рост и увеличение реальных располагаемых доходов населения сопровождались снижением относительных цен на легальный алкоголь, делающим его более доступным для потребителей.

Наконец, четвёртый этап (2008-…) связан с финансовым кризисом и последующей рецессией. В этот же период наступает активная фаза новой алкогольной реформы, сочетающей увеличение акцизов на алкогольную продукцию (с немедленным ростом розничных цен) и многочисленные ограничения доступности легального алкоголя. В этот период многие основные тенденции в потреблении алкоголя прерываются или даже меняют свой знак.

Подводя итоги, Вадим Радаев обратил внимание на обнаруженную общую закономерность: рынки нелегального/неучтенного алкоголя имеют тенденцию к росту в периоды экономических и политических потрясений (например, во время антиалкогольной компании 1985-1987 гг., либеральной экономической реформы начала 1990-х годов, финансового кризиса 1998-1999гг., экономического спада в 2012-2014гг.) В периоды жестабилизации и экономического роста легальный алкоголь становится более доступным для населения, вследствие чего рынки нелегального/неучтенного алкоголя начинает сокращаться.

Помимо экономических причин, на динамику рынков незаконного алкоголя влияют правовые факторы. При этом само по себе ужесточение законодательства не приводит к заметным изменениям, значительно более важным выступает развитие практик правоприменения. Не вполне ясным пока остается влияние текущей алкогольной реформы, влияние которой переплетается с другими факторами. В сильной степени необъясненным остается влияние на потребления алкоголя культурных трендов.

Нелегальный характер производимого и реализуемого алкоголя не означает, что соответствующая деятельность считается нелегитимной с точки зрения социальных восприятий населения. Основаниями для сохранения легитимности выступают игнорирование (недостаток знания, неспособность различить легальную и нелегальную продукцию) и терпимость к определенным формам незаконной или полузаконной деятельности. Так, сохраняется высокий уровень терпимости к производству и продажам домашнего алкоголя и нелегального фабричного алкоголя, сопряженного с уходом от уплаты налогов. Намного ниже уровень терпимости к контрафактному алкоголю, особенно если он сопровождается фальсификацией продукта. Но и этот алкоголь находит своего потребителя, привлеченного более низкой ценой.

Выступление докладчика вызвало достаточно оживлённую дискуссию. Старший научный сотрудник ЛЭСИ Денис Стребков высказал предположение о том, что  снижение потребления водки связано с влиянием средств массовой информации, в частности, с рекламой. На это автор пояснил, что отправной точкой для длительного снижения потребления водки явился 1995 год, когда в России была запрещена реклама водки на телевидении. Одновременно в стране началась настоящая «пивная революция», поддерживаемая массированными инвестициями глобальных производителей пива (реклама пива в то время не была запрещена и развивалась очень активно).

Вадим Радаев, отвечая на вопрос Линда Бенжамина Эллиотт, доцента факультета социальных наук о домашнем алкоголе, пояснил, что производство пива в домашних условиях не получило распространения в силу отсутствия традиций и более сложных практик изготовления. Укорененные же практики же самогоноварения, хотя и серьезно сократились, сохраняют свое значение. При этом можно выделить два типа самогона: дешевый, для массового потребления и дорогой элитарный продукт, производимый ради своих уникальных потребительских характеристик. Наряду с этим, на основе новых данных удалось обнаружить и впервые количественно оценить потребление домашнего вина, которое долгое время оставалось за пределами внимания исследователей. Отвечая на вопрос Хараламбоса Деметриу, доцента факультета социальных наук о причинах игнорирования и терпимости, проявляемой к нелегальной продукции, докладчик объяснил, что, например, до начала 2000-х годов правоохранительные и судебные органы не придавали большому значению нарушениям интеллектуальных прав собственности, а многим глобальным компаниям, владельцам известных брендов на первых порах распространение контрафакта было даже на руку, поскольку увеличивало узнаваемость бренда. Однако в дальнейшем производители фирменных торговых марок начали вытеснять контрафакт и наращивать свое присутствие на российском рынке.

Помимо этого, докладчик отметил снижающуюся тенденцию у молодёжи к потреблению алкоголя, что на данный момент не объяснимо с точки зрения культурных изменений, однако можно утверждать, что экономические изменения, трансформация политических систем, а также культурные факторы могут оказать влияние на потребления алкоголя среди молодёжи в России. Кроме того, Вадим Радаев в рамках дискуссии о винной продукции, пояснил, что какое-то время Советсткий Союз можно было назвать винной странной, тем не менее сейчас в России производится больше вина, чем в советское время, включая и домашний алкоголь, например, Краснодар, Крым, так и вино из Венгрии, Болгарии. Ввиду сложившейся политической ситуации на рынке российского алкоголя будут всё чаще появляться вина из Крыма, например «Новый свет», «Массандра», но тем не менее, на данный момент Россия до сих пор нуждается в винной продукции из Италии, Франции, Грузии.

 

Бейлина Елена, лаборант ЛЭСИ

Rambler's Top100