• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Влияет ли антиалкогольная реформа на потребление и покупки домашнего алкоголя в России?

Каким образом текущая антиалкогольная реформа, приводящая к повышению цен на легальный алкоголь, влияет на потребление алкогольных напитков? Ответ на этот вопрос дается в новой статье заведующего Лабораторией экономико-социологических исследований Вадима Радаева.

Особое внимание  в статье уделяется проблемам потребления менее изученного домашнего алкоголя. Исследуются основные факторы, воздействующие на потребление и покупки домашнего алкоголя. Данные о потреблении, покупках алкоголя и выборе алкогольных напитков получены из национального панельного исследования RLMS-HSE за 1994–2013 годы с детальным анализом данных 21 волны (2012 г.). Используются данные опроса 18221 респондентов в возрасте 16 лет и старше.

Помимо потребленя самогона, впервые получены данные о потреблении домашнего вина. Дополнительно привлечена официальная статистика о продажах регистрируемого алкоголя, уровне региональных цен и реальных располагаемых доходах населения.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что с 2000 года происходит снижение доли потребителей самогона параллельно со снижением потребления регистрируемого и нерегистрируемого фабричного крепкого алкоголя. Потребление крепких спиртных напитков частично замещается растущим потреблением пива и вина. Отмечено прерывание ряда трендов в потреблении алкоголя в 2008-2013 годах, которое с большей вероятностью порождено экономическими кризисами и последующей рецессией, чем мерами антиалкогольной политики. Характер социальных сетей и доступность нелегального алкоголя выступают наиболее важными предикторами потребления и покупок домашнего алкоголя, в то время как изменение региональных цен на регистрируемый алкоголь в 2010-2012 годах значимого влияния не оказывает.

Автор приходит к выводу о том, что в отличие от предшествующих периодов (например, конца 1980-х годов) снижение потребления водки и других фабричных крепких спиртных напитков не замещается растущим потреблением домашнего алкоголя. Социальные и экономические факторы оказывают более значимое воздействие, нежели краткосрочные эффекты антиалкогольной политики. В этой связи обращается внимание на то, что предпринятые в 2015 году меры по частичному сворачиванию алкогольной реформы не опираются на надежные эмпирические свидетельства.

Полный текст статьи см.: Radaev, V. Impact of a New Alcohol Policy on Homemade Alcohol Consumption and Sales in Russia. Alcohol and Alcoholism, 2015, 1–8. doi: 10.1093/alcalc/agv008.

Rambler's Top100