• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

”Городской рынок: взаимодействие продавца и покупателя”, - репортаж с семинара серии "Социология рынков", состоявшегося 4 октября 2011 г. Докладчик: А.С. Максимова.

4 октября 2011 года состоялся очередной семинар серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований. В роли докладчика выступила Алиса Максимова, магистрант факультета социологии, стажер-исследователь ЛЭСИ НИУ ВШЭ. Выступление Алисы, тема которого была сформулирована как «Городской рынок: взаимодействие продавца и покупателя», позволило не только рассмотреть результаты полевого исследования, но и построить конструктивную дискуссию, в частности, касающуюся вопросов методологии этнографического наблюдения.

 

Докладчица начала представление исследования с описания того, где и когда оно протекало. В июле 2011 года рамках проекта «Летняя социологическая практика», в котором принимает участие группа студентов и преподавателей НИУ ВШЭ, был организован выезд в небольшой город Гороховец Владимирской области, население которого составляет около 13 тысяч человек. Полевая практика предусматривает работу по нескольким направлениям; Алиса отвечала за изучение городского рынка.

 

Гороховецкий рынок находится в центре города и открыт два раза в неделю, по средам и пятницам. На нем располагается около 100 торговых точек, предлагающих покупателю широкий ассортимент товаров (от продуктов питания до мебели). Объектом наблюдения стала работа двух из них: палатки с фруктами и овощами, принадлежащей супружеской паре из соседнего города, и точки, хозяйкой которой является местная жительница, торгующей одеждой. Алиса дополнительно отметила, что также были проведены интервью с продавцами, и именно это позволило выделить ряд деталей, недоступных наблюдателю.

 

Полученная в ходе работы над двумя кейсами информация ярко проиллюстрировала несколько этнографических сюжетов, рассмотрение которых является ключевым звеном доклада.

 

В этом ключе был проанализирован сюжет о переходе границ между режимом рынка и режимом супермаркета. Так, к примеру, на одной торговой точке была введена система, при которой покупатели сами набирают овощи и фрукты в пакеты, а продавец только взвешивает и отпускает товар.

 

Заведующий Лабораторией Вадим Радаев в последующем комментарии выдвинул предположение о том, что рынок просто-напросто пытается скопировать более успешную организационную форму торговли; более того, если принять во внимание информацию о последовательном уменьшении рынка, то, по мнению Вадима Валерьевича, может возникнуть вопрос о том, что случится когда он исчезнет.

 

Однако дискуссия и комментарии имели место быть после самого доклада, который, не прерываясь, перетек к рассмотрению сюжета об организации прилавка. Несмотря на то, что покупатели могут сами выбрать понравившийся товар и собственноручно положить его в пакет, существуют товары (особо ценные или хрупкие), манипуляции с которыми позволительны исключительно для продавца. Это порождает логику размещения товара на прилавке: спереди стоят ящики с овощами, не портящимися от прикосновений, посередине располагается то, что покупается редко, а сзади – фрукты, их набирает в пакет сам продавец. Схожие принципы присутствуют в палатке с одеждой, где есть области, доступные для покупателя, а есть области, полностью находящиеся в распоряжении продавца.

 

Также необходимо осветить ещё один сюжет, обозначенный в докладе. Он тесно связан с ответами на следующие вопросы. Насколько персонифицированные отношения устанавливаются между продавцами и их клиентами на рынке? Что значит – быть знакомым с тем, кто совершает у тебя покупку? Продавцы не знают никого по имени, кроме сотрудников рынка, а разговоры с покупателями ведутся преимущественно по поводу товаров, их качества или же их отсутствия. Однако они знают многих клиентов в лицо, дорожат своей репутацией и добрым именем честных торговцев.

 

Таким образом, в своем докладе Алиса продемонстрировала, как от этнографического описания, в данном случае – двух торговых точек на рынке, можно перейти к анализу деталей более широкого социологического контекста.

 

По завершению выступления Алисы разгорелось основное обсуждение, начавшееся с нескольких вопросов Вадима Радаева о том, как устроено этнографическое исследование, имеет ли подобный проект свою конкретную исследовательскую цель, предусматривает ли он разработку технического задания и постановку задач. Докладчица дала отрицательный ответ и пояснила, что четкие рамки исследования не были прописаны, и это было сознательным шагом.

 

Далее развернулась дискуссия, уже не носящая вопросно-ответный характер. Коллеги делились своими мыслями, опытом, взглядами на то, как должно выглядеть исследование. Так Иван Павлюткин рассказал о том, как сам действовал в Гороховце, работая над личным проектом по изучению организации торговли детскими игрушками. Используя метод наблюдения, он на начальном этапе ознакомился с объектом, а затем создал сетку наблюдаемых характеристик, которая заполнялась в процессе полевой работы. Иван рассказал о преимуществах и недостатках этого способа организации наблюдения. Григорий Юдин* высказал мнение о том, что более предпочтительной является ситуация, при которой исследование в своих ключевых моментах должно быть заранее прописано и проработано, но отдельно отметил, что зачастую возникают ситуации, в которых задачи могут формулироваться уже в ходе полевого этапа.

 

Ольга Кузина поделилась мыслями о существовании проблемных и не проблемных, с точки зрения социологии, областей и о том, что в последних попытка полного описания может стать безуспешной, и поэтому существует необходимость использования особых подходов (например, теоретических), что позволит исследователю ограничить себя и сконцентрироваться на интересующих аспектах.

 

Дискуссия носила оживленный характер и могла быть еще более продолжительной. И если с точки зрения обсуждения содержания она помогла уточнить детали, прояснить результаты и их ценность, то обсуждение методологических проблем поставило перед участниками семинара ряд вопросов, которые, пусть и неразрешенные, остаются значимыми сами по себе.

 

Подготовил Александр Костюков

 

* Григорий Юдин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

 

Rambler's Top100