• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Navigating Social Class: The Service Encounter and Class Work at the Platform»: семинар серии «Социология рынков» 9 декабря

9 декабря на семинаре серии «Социология рынков» доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Кадир Уйсал и доцент университета Фэрфилда Мехмет Кансой представили исследование «Navigating Social Class: The Service Encounter and Class Work at the Platform». Оно построено вокруг ключевого вопроса о том, как работники цифровых платформ конструируют и поддерживают свою классовую идентичность в процессе взаимодействия с клиентами, менеджментом и другими платформенными акторами.

Эмпирической основой исследования стало 91 глубинное интервью с работниками различных платформ в Турции (направления деятельности — доставка, ремонт, уборка). Авторы опираются на концепцию «классовой работы», в рамках которой предлагается воспринимать класс не как объективную социальную группу, а как идентичность, которая демонстрируется, подвергается сомнению и воссоздается на уровне повседневных практик. Предполагается, что взаимодействия представителей различных классов приводят к кризисам идентификации, при которых участники рискуют быть неверно определенными. Это обусловливает необходимость выработки механизмов управления впечатлениями, которые позволяли бы участнику взаимодействия корректно репрезентировать свою классовую позицию. 

Авторы показывают, как платформенное сервисное взаимодействие приводит к кризисам идентификации работника. Это происходит из-за необходимости столкновения с клиентами из широкого спектра социальных классов и усиления власти клиентов в рамках этой организационной формы. Также подчеркивается, что классовая идентичность платформенных работников постоянно подвергается сомнению — это требует от них интенсивной внутренней и внешней, реляционной работы по защите и утверждению своей идентичности.

Согласно результатам исследования, работники используют несколько стратегий «классовой работы». Во-первых, принятие мифа меритократии — вера в то, что их положение временно, и усердный труд приведёт к социальной мобильности. Во-вторых, акцентирование альтернативной идентичности — в рамках такой стратегии внимание фокусируется на уровне образования, прошлой карьере или других статусных маркерах, чтобы дистанцироваться от стигматизированной работы. В-третьих, существует стратегия «ребрендинга» стигматизированной идентичности — возвышение своего труда и требование уважения к нему, денонсация среднего и высшего классов (критика клиентов как «бездушных» или «аморальных») и дистанцирование от других работников (подчёркивание своего отличия от «низкоклассовых» коллег, иногда с использованием этнических или культурных стереотипов).

В ходе дискуссии была отмечена оригинальность подхода авторов к анализу сервисного платформенного взаимодействия. Дискуссанты подчеркнули необходимость более конкретного определения концепта «класс»: в противном случае, возникают трудности с определением того, насколько выявленные стратегии вызваны кризисом именно классовой идентичности, а не профессионального самоопределения. Участники семинара также обратили внимание на необходимость более полного раскрытия потенциала собранного эмпирического материала. В частности, были предложены способы сегментации выборки и проведения повторного анализа в соответствии с выделенными группами платформенных работников.

Желаем коллегам удачи в дальнейшей работе с текстом!

Rambler's Top100