В рамках семинара ЛЭСИ состоялось обсуждение докторской диссертации Оксаны Рудольфовны Михайловой "Mental Health Self-Care Among Russian Youth: A Sociological Perspective"
18 ноября доцент кафедры анализа социальных институтов ФСН НИУ ВШЭ Михайлова Оксана Рудольфовна представила свою диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук на тему «Психологическая самопомощь современной российской молодежи в контексте социологии психологического здоровья и болезни». Исходя из заметного роста интереса молодежи к психологической помощи, автор делает именно эту категорию эмпирическим фокусом исследования, ставя перед собой вопросы о том: каким образом российская молодежь конструирует и внедряет практикипсихологической самопомощи и какие социологические факторы связаны с этим процессом?
Для анализа был выбран критический реализм, позволяющий учитывать и предзаданные, и сконструированные аспекты социальной реальности, в которой существуют индивиды. Для поиска ответа на исследовательский вопрос использовался последовательный смешанный дизайн, включающий в себя как сбор глубинных качественных данных (полуструктурированных интервью и текстуальных данных в формате эссе студентов), так и масштабного количественного массива (в формате разнонаправленных опросных данных). Дополнительно в диссертации использовались данные экспертных интервью, а также статьи и сайты о психологической самопомощи. Для обозревания тенденций научного поля как на макро, так и на микроуровне также использовался библиометрический анализ совместно с картированием и нарративным синтезом академической литературы.
Основные результаты исследования включают в себя следующие положения:
- Теория «становящейся взрослости» оказалась ограниченно применимой к российскому контексту. Молодые россияне действительно демонстрируют её признаки, однако их выраженность сильно зависит от социально-экономического статуса и уровняобразования. Представители более обеспеченных групп значительно чаще, чем менее экономически благополучные индивиды, сообщают о поиске идентичности, самофокусировке и ощущении множества жизненных возможностей.
- Традиционные маркеры взрослости плохо предсказывают, как со временем меняется субъективное чувство взрослости умолодёжи. Лонгитюдный анализ помог выявить три фактора, определяющих переход к взрослости: родительство, материальное благополучие и опыт консультации у специалиста по психическому здоровью. Но даже они не обладают большой объяснительной силой.
- Среди российской молодежи существует сильная связь между психологической самопомощью и экономическими факторами. Она зависит от пола, состава семьи и исходного психологического здоровья. Это показывает, что финансовые ресурсы, а не только психологические потребности, структурируют доступ к стратегиям психологической самопомощи.
- Представления молодых россиян о доступности психологической самопомощи отражают устойчивое структурное неравенство и заметный разрыв между поколениями. Фактическая доступность зависит от личных обстоятельств: нехватки времени, удаленности от крупных городов, финансовых расходов и юридических ограничений и лично прикладываемых усилий.
- Итоговая модель практик самопомощи состоит из двух компонентов: конструирования практик и их закрепления вличном субъективном опыте индивидов. Молодые люди определяют репертуар способов самопомощи, опираясь на воспринимаемую эффективность и данные, получаемые через социальные сети и медиа-источники. Набор доступных практик жёстко ограничен структурными и финансовыми факторами, региональной средой и стереотипами старших поколений о психическом здоровье. В итоге самой распространённой формой самопомощи оказывается общение с ближайшим окружением.
Запись семинара доступна по ссылке.
