Каждому поколению – свои зависимости? Семинар серии "Социология рынков" 7 октября
7 октября в рамках семинара серии "Социология рынков" Вадим Радаев представил работу на тему "Вовлеченность в цифровые технологии и новые формы зависимости: межпоколенческий анализ»". Через призму межпоколенческого анализа автор рассматривает динамику вовлеченности в цифровые технологии и растущую зависимость от них.
В работе используются данные РМЭЗ НИУ ВШЭ за 1994–2023 гг, дополненные материалами Росстата, Мониторинга цифровой трансформации экономики и общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, опросных центров ФОМ, ВЦИОМ и НАФИ, а также Pew Research Center. Доступные волны РМЭЗ позволяют проследить и сопоставить практики пяти поколений: застойного, реформенного, миллениалов (старших и младших), зумеров, при этом захватив формативные годы четырех.
Отмечается, что поколения россиян имели разные возможности доступа к цифровым технологиям в свои формативные годы. Многие цифровые технологии стали доступными для населения в 1990-е (годы взросления реформенного поколения), однако всеобщая вовлеченность в них – явление последнего десятилетия, т.е. времени, в которое взрослели зумеры.
Результаты показывают, что представители молодых поколений (зумеры и миллениалы) активнее пользуются интернетом и гаджетами, проводят больше времени в социальных сетях и за видеоиграми. Среди младших поколений также больше тех, кто отмечает признаки зависимости от цифровых технологий: они чаще говорят, что проводят слишком много времени в гаджетах, отвлекаются на них, чувствуют, что без интернета им нечем заняться. Аналогично с социальными сетями – зумеры и миллениалы чаще представителей других поколений не представляют своей жизни без них.
В работе также рассматриваются гендерные различия в использовании цифровых технологий и признаках зависимости от них. По мере движения от старших поколений к младшим, начиная со старших миллениалов, эти различия практически стираются. Однако общей для всех поколений чертой является бóльшая вовлеченность мужчин в видеоигры и более сильная зависимость женщин от гаджетов.
Участники семинара предложили возможные объяснения полученных автором результатов. Так, например, различия в интенсивности использования цифровых технологий можно связать с неравными возможностями доступа к ним в формативные годы разных поколений. Возможно, старшие поколения могли бы иметь бóльшую вовлеченность в цифровые технологии, если бы познакомились с ними в том же возрасте, что и зумеры или миллениалы. Под вопросом остается и природа рассматриваемых в исследовании зависимостей: можно ли считать их качественно новыми, или сегодняшняя привязанность к цифровым технологиям —
лишь развитие старых форм зависимости?