• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как принадлежность к социальной группе помогает объяснить различия в типах потребления алкоголя?

17 июня состоялось обсуждение кандидатской диссертации младшего научного сотрудника ЛЭСИ Валерии Кондратенко на тему «Классовые и семейные различия в типах потребления алкоголя в России: имеет ли значение социальная группа?»

В своем диссертационном исследовании Валерия изучает влияние социального класса, детско-родительских, а также супружеских отношений на практики потребления алкоголя в современной России. Концептуальная рамка строится на идеях Пьера Бурдье о габитусе, а также теории социального научения А. Бандуры и модели «алкогольного партнерства» К. Леонарда и Л. Робертс. Эмпирическая база включает репрезентативные опросные данные РМЭЗ и МЭС за 1994-2023 годы.

В первой части работы Валерия проанализировала связь между социальным классом и типами потребления алкоголя, выделенными на основе потребляемых напитков. Выяснилось, что в 1990-х связь между выбором напитков и социальным положением была выраженной, но в 2010-х начала ослабевать, достигнув минимума в 2020 году. При этом потребление вина и самогонных напитков сохраняет классовую специфику, в то время как пиво становится универсальным для всех.

Также в исследовании был поставлен вопрос: как алкогольное поведение родителей отражается на решении молодежи (14-22 лет) пить или воздерживаться. Результаты демонстрируют особенную значимость влияния матерей, в частности в случаях чрезмерного потребления алкоголя. Этот эффект наиболее заметен на девушках и младшей возрастной группе до 18 лет. В целом выявлены совпадения в потребляемых напитках между родителями и детьми. 

В контексте исследования супружеских пар обнаружено, что вступление в брак может повышать вероятность начала потребления алкоголя, особенно у женщин. Также установлено, что у умеренно пьющих мужчин и женщин при вступлении в брак снижаются шансы полностью отказаться от алкоголя. Кроме того, Валерией были выделены семь типов «алкогольного партнёрства».

Дискуссанты и участники семинара отметили значительный объем работы и ее эмпирическое богатство. Вместе с тем было указано на необходимость укрепить логические и теоретические связки между тремя направлениями, чтобы работа воспринималась как единое исследование. Также было предложено прояснить категорию «социальная группа» и раскрыть, каким образом она помогает объединить уровни анализа.

Желаем Валерии удачи в доработке исследования! 

Запись семинара доступна в VK Видео и на Rutube.

Rambler's Top100