Трезвость — новая норма в культуре потребления алкоголя? Семинар серии «Социология рынков» 3 июня
На семинаре 3 июня Юлия Белова, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических и доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ, выступила с докладом «Становление социальных миров трезвенников в культуре потребления алкоголя: опыт теоретической концептуализации»
Юлия Юрьевна концептуализирует трезвость как новую норму в рамках культуры умеренного потребления алкоголя. Работа опирается на концепцию социальных миров Ансельма Стросса. Согласно этому подходу, социальные миры формируются через согласованные действия членов групп в соответствующих дискурсах. Так, социальный мир трезвенников возникает вокруг общей деятельности по репрезентации и трансляции культуры отказа от алкоголя.
Трезвенникам также свойственно выстраивание нечетких, подвижных символических границ своего мира. Такие границы могут определять идентичность абстинентов. При этом в докладе отмечается, что среди трезвенников есть и те, кто не готов признавать свою принадлежность к социальному миру трезвенников несмотря на отказ от алкоголя, и те, кто стыдятся своего выбора.
В исследовании подчеркивается, что заметна тенденция к снижению стигматизации трезвенников, в особенности среди молодежи — это говорит о том, что трезвость становится новой нормой. При этом трезвенность позиционируется как альтернативное поведение в отношении алкоголя, а не как противоположность его потреблению. Именно это сокращает дистанцию между пьющими и абстинентами.
Дискуссанты отметили погруженность автора в тему, а также порекомендовали сократить количество теоретических концептов, используемых в работе, и уточнить их. Кроме того, коллеги предложили сделать акцент на аналитической типологии трезвенников, четче разграничить эмпирические данные и теоретические конструкции.
Желаем Юлии Юрьевне успехов!
Лаборатория экономико-социологических исследований: Стажер-исследователь
Белова Юлия Юрьевна
Лаборатория экономико-социологических исследований: Старший научный сотрудник