• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Административные жалобы как маркер институциональных противоречий. Семинар серии «Социология рынков» 22 апреля

22 апреля аспирант ЛЭСИ Арсен Абдулаев представил результаты исследования на тему «Административные жалобы как маркер институциональных противоречий: кейс рынка ЖКУ Санкт-Петербурга». В своей работе автор фокусируется на том, как взаимодействие государства и частных компаний рынка ЖКХ влияет на уровень конфликтности между жильцами и управляющими компаниями (УК) при обслуживании многоквартирных домов.

Для ответа на вопрос исследования Арсен воспользовался парсингом веб-страниц с данными об обращениях граждан на портале «Наш Санкт-Петербург». В итоговый массив было включено более 500 тысяч жалоб. С помощью регрессионных моделей оценивалась связь между формами присутствия государства на рынке ЖКХ и конфликтностью взаимодействия в вопросах управления многоквартирным домом. 

По результатам исследования, государственные акторы сохраняют доминирующие позиции на рынке услуг ЖКХ – более 60% городского фонда многоквартирных домов управляются подконтрольными администрации города УК. В результате формируется двусторонняя система контроля рынка, где государство одновременно выступает в роли крупнейшего поставщика и получателя услуг с правом решающего голоса. 

Существует связь количества жалоб с тем, какую организационно-правовую форму имеет управляющая компания. Наибольшее количество жалоб достигается, если УК является не сугубо частной или государственной, а представляет собой гибридную форму. В таком случае на стороне жителей остается высокая доля управленческих функций. 

Стимулирующими подачу жалоб факторами также являются количество квартир в государственной собственности и уровень конкуренции на рынке поставщиков жилищных услуг. 

Дискуссанты отметили высокий уровень работы и предложили несколько вариантов ее улучшения. Так, для более детального понимания института жалоб возможно собирать жалобы жильцов не только с сайта ЖКХ, но и в бумажной форме, на имя районных депутатов и др. Коллеги предложили углубить теоретические представления, определив роль собственника жилья на разных стадиях процесса взаимодействия с УК – от подачи жалобы до её разрешения. Обладает ли он в текущей ситуации возможностью выбора УК и контролем за решением проблемы? Насколько жалоба может считаться проявлением гражданской активности, а не способом выплеснуть накопленные эмоции?

Желаем Арсену успешного развития работы!

С записью семинара можно ознакомиться по ссылке.

Rambler's Top100