Административные жалобы как маркер институциональных противоречий. Семинар серии «Социология рынков» 22 апреля
22 апреля аспирант ЛЭСИ Арсен Абдулаев представил результаты исследования на тему «Административные жалобы как маркер институциональных противоречий: кейс рынка ЖКУ Санкт-Петербурга». В своей работе автор фокусируется на том, как взаимодействие государства и частных компаний рынка ЖКХ влияет на уровень конфликтности между жильцами и управляющими компаниями (УК) при обслуживании многоквартирных домов.
Для ответа на вопрос исследования Арсен воспользовался парсингом веб-страниц с данными об обращениях граждан на портале «Наш Санкт-Петербург». В итоговый массив было включено более 500 тысяч жалоб. С помощью регрессионных моделей оценивалась связь между формами присутствия государства на рынке ЖКХ и конфликтностью взаимодействия в вопросах управления многоквартирным домом.
По результатам исследования, государственные акторы сохраняют доминирующие позиции на рынке услуг ЖКХ – более 60% городского фонда многоквартирных домов управляются подконтрольными администрации города УК. В результате формируется двусторонняя система контроля рынка, где государство одновременно выступает в роли крупнейшего поставщика и получателя услуг с правом решающего голоса.
Существует связь количества жалоб с тем, какую организационно-правовую форму имеет управляющая компания. Наибольшее количество жалоб достигается, если УК является не сугубо частной или государственной, а представляет собой гибридную форму. В таком случае на стороне жителей остается высокая доля управленческих функций.
Стимулирующими подачу жалоб факторами также являются количество квартир в государственной собственности и уровень конкуренции на рынке поставщиков жилищных услуг.
Дискуссанты отметили высокий уровень работы и предложили несколько вариантов ее улучшения. Так, для более детального понимания института жалоб возможно собирать жалобы жильцов не только с сайта ЖКХ, но и в бумажной форме, на имя районных депутатов и др. Коллеги предложили углубить теоретические представления, определив роль собственника жилья на разных стадиях процесса взаимодействия с УК – от подачи жалобы до её разрешения. Обладает ли он в текущей ситуации возможностью выбора УК и контролем за решением проблемы? Насколько жалоба может считаться проявлением гражданской активности, а не способом выплеснуть накопленные эмоции?
Желаем Арсену успешного развития работы!
С записью семинара можно ознакомиться по ссылке.