Как изображается счастье в российском YouTube? Семинар серии «Социология рынков» 15 апреля
15 апреля в рамках семинара серии «Социология рынков» аспирант Института медиа, стажер-исследователь Международной лаборатории экономики нематериальных активов пермской Вышки Никита Маткин выступил с предварительными результатами исследования «Репрезентации счастья в российском YouTube: между наукой, эзотерикой и коммерцией» (исследование проводилось совместно с Новиковой Анной Алексеевной)
Основной целью исследования было выявить ключевые нарративы и дихотомии, транслируемые блогерами на YouTube, которые формируют образ счастья в цифровом пространстве. Для исследования были отобраны 10 наиболее популярных каналов на тему психологии на Youtube с января 2022 по июль 2024 года. Исследование сфокусировано именно на опубликованных на YouTube видеозаписях блогеров, так как доступ к групповым встречам и лекциям, которые блогеры также могут проводить, часто является платным.
Авторами были протестированы методы тематического моделирования для выявления репрезентаций счастья в контенте популярных блогеров психологической направленности. Наиболее частотными темами оказались следующие: отношение мужского и женского, секс, понимание мира и философия. Анализ актуальности тем для каждого канала из выборки показал, что терапевтический дискурс на YouTube характеризуется разнообразием подходов и отсутствием единой школы. Более того, далеко не все основываются на научных категориях, руководствуясь псевдонаучными понятиями.
Дискуссанты высоко оценили работу и предложили несколько направлений ее развития. Одним из них может стать сравнение выделенных на примере YouTube тем с другими видеохостингами или академическими лекциями о психологии. Можно задаться и вопросами о концепции счастья — стремятся ли блогеры транслировать собственное видение счастья? Возможно ли победить несчастье и какой ответ предлагают современные медиа?
Мы благодарим Никиту Маткина и желаем ему успешного развития исследования!
С записью семинара вы можете ознакомиться в ВК или на Rutube.