• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа "Российская экономическая социология: проблемы и стратегии интернационализации"



С 6 по 11 июля в Подмосковье проходила очередная, третья по счету, Летняя школа Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ. На этот раз школа была посвящена интернационализации российской экономической социологии.
В первый день проведения мероприятия руководителем Лаборатории первым проректором НИУ ВШЭ Вадимом Радаевым была дана установка: задачей последующих докладов и обсуждений должно стать выстраивание как индивидуальных, так и коллективных стратегий по интернационализации деятельности. Сотрудник Лаборатории Елена Бердышева в своей презентации попыталась показать, какие перспективы по развитию личной академической карьеры открывает превращение Вышки в ведущий мировой исследовательский университет, описала многообразные возможности по интеграции сотрудников в международное научное сообщество, уже созданные в Вышке на сегодняшний день, а также, опираясь на результаты интервью с сотрудниками, очертила круг проблем, препятствующих этому процессу.
Начав в первый день школы говорить о проблемах на пути интернационализации, участники школы не могли оставить без внимания особенности российской академической среды, которая сегодня испытывает ощутимое давление со стороны среды международной. Как и было обещано программой, вводное слово взял на себя Вадим Радаев.  И по традиции предложил поговорить о рынках. А точнее сосредоточиться на том, что научные проекты, реализуемые с прицелом на отечественный академический рынок, зачастую по своим стандартам сильно отличаются от тех требований, которые предъявляются к исследованиям на международном академическом рынке.  Эти различия затрагивают множество аспектов, начиная с того, каким образом выбирается тема исследования (возникает на фоне международной кооперации или диктуется локальными проблемами и интересами исследователя) и заканчивая тем, за какой срок реализуется проект (4-5 лет в случае интернациональных проектов и 1-2 года в случае российских). Исследовательские проекты, о результатах которых мы читаем в рецензируемых зарубежных журналах, ставят перед собой задачу развития теории, которая решается с использованием доступных западным исследователям готовых баз данных и с соблюдением жестких процедур научного вывода; работы, наводняющие российский академический рынок сфокусированы на изучении (а желательно и выработке решений) актуальных социальных проблем с опорой на специально собранные для этого, и потому менее масштабные эмпирические данные, далеко не всегда позволяющие получить устойчивые и воспроизводимые выводы.  Таким образом, для российских исследователей интеграция в международное сообщество это в том числе и процесс рефлексии по поводу методологических и институциональных установок, исходя из которых они выстраивают свою деятельность. 
Основной темой семинаров во второй день школы стала проблема подготовки российскими исследователями статей в международные рецензируемые журналы.
Доктор философии Стэнфордского университета, преподаватель ESSEC Business School Валерий Якубович  выступил с докладом на тему «Стратегии публикации в западных рецензируемых журналах: взгляд из США». В своем докладе он охарактеризовал процедуру публикации статей  и дал полезные советы тем, кто хочет послать свою работу в международный журнал. Имея опыт публикации в ведущих западных социологических журналах и являясь членом редакторского совета в некоторых из них,  докладчик рассказал о том, какие фильтры используются редакторами при отборе статей. Валерий поделился секретом под названием «первые пять страниц решают все», разъяснил, что  при оценке статьи редакторы в первую очередь обращают внимание на то, какую теорию она рассказала.
Продолжением выступления Валерия Якубовича в этот день стала презентация Татьяны Карабчук с рекомендациями по поводу того, как подготовить публикуемую эмпирическую статью по экономике или социологии.звивает, на данных какого типа написана, какую методологию применяет автор и на кого он ссылается. Эти критерии помогают редактору выбрать рецензентов, которые будут оценивать качество статьи. И потому, как посоветовал Валерий Якубович, столь важным при выборе журнала для будущей публикации является знание того, какие специалисты, сведущие в вашей теме, входят в редакторский совет.  В заключении своего доклада Валерий подметил очень важную для намеренных публиковаться в западных рецензируемых журналах экономсоциологов вещь: имея на руках хорошую статью и получив, тем не менее  “reject” со стороны журнала, ни в коем случае не стоит отчаиваться. Важно идти дальше, пытаться попасть в другие журналы и т.д.
Наконец, несколько сотрудников Лаборатории — Зоя Котельникова, Елена Бердышева, Татьяна Карабчук и Иван Павлюткин, которые специально для летней школы ЛЭСИ опробовали на себе процедуру взаимного peer-review, отрецензировав статьи, которые каждый из них намерен со временем доработать для зарубежных рецензируемых журналов, — поделились своими соображениями о том, какие типичные ошибки допускаются при попытке подготовить статью в зарубежный журнал, а не в привычный российский.  Структура работы, стиль письма, способы представления полученных результатов и соотнесения их с текущей научной дискуссией, -- лишь некоторые проблемы, над которыми российским авторам еще предстоит поработать. 
Темой дискуссий в третий день школы стали международные исследовательские проекты. Николай Ссорин-Чайков, доктор философии Стэнфордского университета, научный сотрудник и преподаватель университета Кембриджа рассказал о том, как осуществляется международная кооперация в антропологических исследованиях, на примере трех проектов, учрежденных научными организациями США, Германии и Великобритании. Особое оживление у слушателей вызвал проект, реализуемый Matsutake World Research Group. Эта исследовательская команда занимается изучением взаимоотношений человека и … изысканных грибов матцутаки. Участвующие в исследовании антропологи, географы, экономисты показывают, как ареалы произрастания этих диких,  не поддающихся культивации, зато быстро портящихся грибов задают конфигурацию цепей поставок и глобальных рынков их сбыта.  В это же время сама исследовательская команда представляет собой международную междисциплинарную сеть специалистов, корнем профессиональной солидарности которых является интерес к изучаемому феномену. Таким образом, этот проект позволяет увидеть, как под влиянием тенденций интернационализации академическая жизнь начинает структурироваться по принципу ризомы –   нелинейно, подвижно, без  единого центра, но с высоким внутренним потенциалом развития.      
Тему включения в международные исследовательские проекты продолжили Леонид Косалс и Татьяна Карабчук из Лаборатории экономико-социологических исследований. Они вынесли на общее обсуждение свой опыт участия в международных исследовательских проектах, рассказав, какие неожиданные проблемы возникают, например, при попытке написать научную статью в соавторстве с зарубежным исследователем.. 
Также на Летней школе обсуждались международные образовательные программы, способы организации преподавания, возможности получения ученой степени в России и за рубежом.
Максим Маркин и Елена Назарбаева ознакомили участников школы с результатами исследования опыта студентов, участвовавших в программах академического обмена.  Они показали, что, хотя поездки в западные университеты оказываются для студентов ВШЭ отличным стимулом к учебе, пока еще система организации таких поездок далека от совершенства.  Факультетам Вышки еще предстоит поработать над тем, каким образом осуществляется отбор желающих поехать на стажировку, как соотносятся образовательные программы стажировки и учебные планы факультета, а также над тем, как помочь ребятам в преодолении бытовых трудностей, неизбежно возникающих вдали от дома.
Ольга Кузина представила в докладе «Смысл и функции оценивания в течение длинного учебного  курса» несколько принципов преподавания, которыми руководствуются в ряде западных университетов, и, в частности, в дружественной Вышке Лондонской школе экономики. Ее выступление повлекло за собой оживленные дебаты на тему того, как нужно относиться к роли преподавателя, как справляться с недостаточной мотивацией студентов к учебе и как лучше поощрять студентов.
Сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий при Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Олеся Кирчик выступила с докладом «Интернационализация академической профессии в России». Олеся показала, что к концу 1990-х годов завершился переход от “национально ориентированной” к транснациональной модели научной коммуникации, что меняет соотношение сил между языками и между странами в пользу англоговорящих. На смену «гонки вооружений пришла «гонка публикаций».  И пока российские исследования и публикации в социальных и гуманитарных слабо видимы на международном фоне.  Причин низкой интернационализированности российской науки много. Это и проблемы с финансированием, и отсутствие необходимой инфраструктуры, и административные барьеры, и сомнительный образ нашей страны в глазах западных коллег, и «закрытость» российской академической культуры.  Впрочем, по мнению, О. Кирчик, ситуация не безнадежна: развитие академической мобильности, публикация российскими исследователями статей в зарубежных журналах, создание международных журналов в России со временем позволят выправить ситуацию.
Доктор философии Бременского университета Крис Сводер, отработавший свой первый учебный год в Вышке в качестве доцента кафедры анализа социальных институтов факультета социологии,  в своем докладе сопоставил то, как устроены докторские программы в России, Германии и США, а также поделился своими впечатлениями о том, как со стороны выглядит академическая жизнь в ВШЭ.
В течение трех дней на Летней школе проходили регулярные встречи, на которых обсуждались индивидуальные стратегии профессионального развития сотрудников Лаборатории. Это позволило всем ознакомиться с планами и актуальными интересами коллег, задать вопросы и предложить помощь в осуществлении намеченных проектов.
Также в этом году в проведении Летней школы участвовали студенты факультета социологии, которым было бы интересно в ближайшем будущем стать сотрудниками Лаборатории. Они защищали исследовательские проекты, подготовленные заранее. Представленные программы исследований вызвали активную дискуссию, во время которой авторы проектов получили возможность ответить на вопросы и выслушать замечания и множество предложений, касающихся  фокуса исследования, выбора подхода и теоретических источников.
Популярностью на летней школе пользовались как рабочие мероприятия, так и менее «деловые». Например, общий интерес вызвал совместный просмотр и обсуждение документального фильма «Sidewalk», снятого в продолжение одноименной этнографической работы Митчелла Данайера. Фильм, как и книга, посвящен исследованию жизни бездомных Нью-Йорка, зарабатывающих на жизнь уличной торговлей поддержанными книгами. Разнообразие тем комментариев и вопросов, которые были озвучены после просмотра, в очередной раз подтвердило, что кинематограф дает обширный материал для социологического анализа.
Помимо киносеанса, участники школы попрактиковались в тим-билдинге, в ходе чего выяснилось, что конкурсы на координацию усилий и умение договариваться друг с другом удаются сотрудникам Лаборатории  так же хорошо, как и коллективные  научные проекты.
Формат Летней школы позволяет помимо получения информации в ходе докладов, семинаров и презентаций, неформально обсудить важные вопросы, связанные с текущими и планируемыми проектами, интересующими темами, перспективами исследований и кооперации. Наличие такой возможности было позитивно отмечено участниками на подведении итогов школы. Впрочем, времени, чтобы обсудить все и со всеми, как всегда не хватило. Чем не повод  для организации четвертой летней школы ЛЭСИ?

Краткий фотоотчет по школе...

 

Репортаж подготовлен А. Максимовой, Е. Бердышевой


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Rambler's Top100