Краткие описания текущих исследовательских проектов преподавателей и аспирантов, участвующих в работе Лаборатории
2012
Радаев В.В. (руководитель проекта). "Основные формы развития контрактных отношений в розничной торговле"
Как показало реализованное ЛЭСИ в 2011 г. исследование сутью введенного в декабре 2009 г. нового Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» стало вмешательство в гражданско-правовые отношения участников сферы российской розничной торговли с целью балансирования этих отношений – попытка противоречивая и явно не достигшая намеченных целей. Тем временем, Закон уже действует. Это актуализирует необходимость оценить последствия его применения, понять, достигло ли вмешательство государства поставленных целей, кто выиграл и проиграл в результате подобной интервенции. В 2012 г. предполагается изучить многообразие форм новых взаимоотношений между российскими торговыми сетями и их поставщиками, описать их характеристики и связь с параметрами эффективности деятельности, и продемонстрировать, каким образом это многообразие форм взаимоотношений позволяет поддерживать относительную стабильность в сфере российской розничной торговли, несмотря на продолжающиеся институциональные трансформации данного организационного поля.
Цель исследования заключается в изучении форм и факторов отношений между торговыми сетями и их поставщиками, а также в анализе того, в какой мере различия в степени социальной укорененности этих отношений способствуют или препятствуют экономической эффективности деятельности.
Задачи исследования.
1. Выявить паттерны взаимоотношений между торговыми сетями и их поставщиками в российской розничной торговле в новых институциональных условиях и описать их характеристики .
2. Выявить факторы, способствующие и препятствующие установлению социально укорененных взаимоотношений между агентами в цепи поставок в российской розничной торговле в новых институциональных условиях.
3. Изучить преимущества и ограничения различных по степени социальной укорененности взаимоотношений между агентами в цепи поставок с точки зрения их деловой эффективности в российской розничной торговле в новых институциональных условиях.
Основной информационной базой исследования является данные двух стандартизованных опросов 500 менеджеров в пяти крупных российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Тюмень).
Первый опрос был реализован в 2007 г. Всего было опрошено 249 представителей компаний-поставщиков и 252 представителей ритейлеров.
Второй опрос – в 2010 г. Всего было опрошено 257 менеджеров компаний-поставщиков и 255 менеджеров розничных торговых сетей. Данные анкетного обследования дополнены материалами глубинных интервью с представителями торговых сетей и их поставщиков, проведенных в 2008 г. в 3 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени. Всего было проинтервьюировано 15 представителей компаний-поставщиков и 15 интервью с представителями торговых сетей.
Кузина О.Е., Ибрагимова Д.Х. (руководители проекта). "Мониторинг финансового поведения населения и доверия финансовым институтам".
Социологические модели финансового поведения населения, в которых бы теоретическая концептуализация была валидизирована на данных эмпирических исследований, собранных на российском материале, пока являются большой редкостью. Тем более, когда речь идет о лонгитюдных, мониторинговых проектах, обеспечивающих возможность отслеживания ситуации в динамике. Исследования, проводимые Лабораторией экономико-социологических исследований призваны заполнить имеющиеся лакуны.
Цель исследования: мониторинг доверия финансовым институтам, финансовой грамотности и финансового поведения населения России.
Задачи исследования:
1. Выявление динамики денежных доходов, расходов и сбережений россиян, пользования финансовыми услугами, а также изменений в их структуре;
2. Выявление существующих стратегий финансового поведения населения России, их типологизация, оценка распространенности, определяющих факторов.
3. Ежеквартальная оценка динамики доверия финансовым институтам и определяющих факторов с использованием индекса доверия финансовым институтам
4. Выявление типов распределения финансовой власти в семье
5. Оценка потенциала развития ипотечного кредитования
6.Оценка уровня финансовой грамотности населения, ее динамики в сравнении с предшествующими периодами, а также потребностей населения в получении дополнительной информации по финансовым вопросам.
Эмпирической базой являются данные всероссийского опроса населения, репрезентирующего взрослое (старше 18 лет) население Российской Федерации по полу, возрасту, трудовому статусу (занятость) и типу населенного пункта, в котором проживает респондент, а также отдельных федеральных округов РФ.
Бердышева Е.с. (руководитель проекта). «Не больно ли дорого?»: восприятие цен пациентами в коммерческой стоматологии г. Москвы (социологический анализ).
В исследовании на данных глубинных интервью и массового опроса пациентов московских стоматологических клиник предпринимается попытка оценить, в какой мере ценовой фактор и стоящие за ним социальные представления влияют на потребительское поведение на рынке медицинских услуг, и в конечном итоге на функционирование ценовых механизмов этого рынка.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить потребительское поведение пациентов на московском рынке стоматологических услуг и выяснить, какую роль в модулировании этого поведения играет фактор цены и стоящие за ним социальные представления и обстоятельства.
Эмпирическую базу исследования составляют:
1.Данные 12 глубинных интервью с пациентами, имевшими недавно опыт прохождения лечения в коммерческой стоматологии Москвы;
2.Данные количественного опроса 500 пациентов московских стоматологических клиник;
3.Данные глубинных интервью с врачами и менеджерами коммерческих стоматологических клиник, собранные автором в рамках проведения диссертационного исследования.
Косалс Л.Я. (руководитель проекта). "Неформальная экономическая деятельность полиции: сравнительный анализ трансформирующихся и развивающихся стран".
Павлюткин И.В. (индивидуальный проект). "Молодые университеты в современной России: конструирование новых идентичностей в институциональной среде".
Исследовательский проект направлен на сравнительное изучение траекторий развития и процесса формирования организационных идентичностей нескольких молодых университетов. Количество высших учебных заведений в России за последние 20 лет увеличилось более чем вдвое за счет открытия новых частных и государственных учебных заведений. Несмотря на значительный всплеск, образ нового поколения вузов до сих пор остается противоречивым. С одной стороны ожидается, что новые университеты вносят разнообразие идей общественного устройства и моделей организации, образовательных программ и возможностей для разных категорий абитуриентов. С другой стороны, именно они становятся объектом критики и приводятся в качестве примера аномии в российском образовании – «вузы в подвалах, дающие псевдообразование». Особый интерес вызывает группа выделяющихся молодых гуманитарных университетов, получивших признание в поле высшего образования и науки как в России, так за рубежом. Исследования предполагает разработку институциональных кейсов развития таких университетов, основанных с нуля в начале 1990-х годов. Подготовка кейсов будет опираться на информационную базу включающую: глубинные интервью с сотрудниками университетов, официальные документы (устав, программа развития, отчеты о самообследовании), публикации об университете в СМИ и научных изданиях.
Павлюткин И.В. (руководитель проекта). "Что покупается и что продается на рынке высшего образования?"
Цель исследования состоит в описании структуры рынка высшего образования, на основании сравнения описаний мест торговли (ДОДов) и взаимодействия соответствующих им сторон спроса и предложения.
Задачи исследования:
1. Подготовка стандартизированного и открытого дневника для организации наблюдения на дне открытых дверей.
2. Описание состава участников, взаимодействия участников на официальной и неофициальной части, описание наглядных материалов (рекламок, программы мероприятия), описание характеристик места.
3. Подготовка единого массива данных для сравнения выделенных параметров на днях открытых дверей вузов разных статусов.
4. Анализ результатов сравнения на предмет наличия связей между формальными показателями рынка (цена, рейтинги) и показателями взаимодействия спроса и предложения (сигналами).
5. Описание структуры рынка высшего образования г. Москвы на основании анализа массива индикаторов и описания мест торговли.
6. Определить, как и почему функционируют ДОД и какова их роль на рынке высшего образования.
В рамках эмпирической части исследования планируется провести наблюдение на 25-30 ДОДах г. Москвы.
Стребков Д.О. (руководитель проекта). "Исследование социально-экономических аспектов реформирования системы органов внутренних дел РФ в 2010-2012 годах".
Задачи проекта:
-
Оценка направления преобразований с точки зрения их влияния на выполнение милицией своих основных и дополнительных функций;
-
Оценка направления преобразований с точки зрения их влияния на безопасность населения;
-
Оценка последствий воздействия на различные стороны работы милиции;
-
Оценка последствий воздействия на положение милиционеров, качество их жизни, объем и содержание их полномочий, стимулирование их труда, возможностей легального повышения своего заработка, снижения / увеличения возможностей для коррупционных проявлений.
Шевчук А.В. (индивидуальный проект). "Границы фирмы: механизмы интеграции и контроля внештатных работников".
Объектом исследования являются деловые практики использования труда внештатных работников, которые зачастую не ограничиваются разовыми рыночными сделками, а формируют относительно устойчивые производственные структуры. Привлечение внешней рабочей силы ставит перед фирмами проблему ее координации и контроля, которая внутри организации решается с помощью иерархии и субординации. В рамках сетевой структуры формируются сложный комплекс взаимоотношений содержащих в себе элементы контроля и принуждения, которые могут иметь экономическую, технологическую и социальную природу. Характер и степень интеграции внештатных работников в деятельность фирмы варьируется от временной проектной работы, далее через «отношенческую контрактацию» и «зависимые формы подряда» до замаскированных форм наемного труда и трудовых отношений. Подобные практики использования труда в производственном процессе ставят вопрос о реальных, а не формальных границах фирмы.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.