Герои нашего времени
Второй семинар Рождественской кинотрилогии "Герои нашего времени" состоялся 12 декабря 2006 г. и был посвящен обсуждению фильма Дениса Евстигнеева "Лимита".
Докладчик: д.э.н., проф. В.В. Радаев. Презентация к докладу Оппонент: к.и.н., проф. кафедры прикладной политологии ГУ-ВШЭ С. А. Медведев |
В самом начале своего доклада В.В. Радаев обратил внимание на то, что у дебютного режиссерского проекта Дениса Евстигнеева - странная судьба. Фильм "Лимита" появился внезапно, имел головокружительный успех, открыл дорогу ныне очень известным, а тогда только начинающим актерам (Владимир Машков, Игорь Верник, Евгений Миронов и т.д.), и... исчез из проката. Последнее - обидно, так как за странным на первый взгляд сюжетом фильма, при более внимательном просмотре обнаруживается богатая почва для социологического анализа российского общества 90-х гг. Так в своем докладе В.В. Радаев показал, что сюжет "Лимиты" позволяет увидеть Homo Economicus, Человека экономического, "в действии". А заодно и понять, что за пределами учебников по экономике судьба его трагична. Взять, например, 90-е гг. в России, на фоне которых разворачиваются события в фильме "Лимита". Слом советского строя обусловил обесценивание "старых" социальных норм. Становление новой ценностной системы требовало времени. Человек оказался вне всяких социальных обязательств. Общество не смогло больше сдерживать эгоистические интересы индивидов, и эти интересы из абстрактной теории превратились в основной мотив поведения. Принцип "все все покупают" вышел на первый план, а вместе с ним и "человек экономический", которому по определению положено "с превеликим удовольствием максимизировать свою полезность и изыскивать все новые возможности для удовлетворения своих потребностей". Правда, как показал докладчик на примере жизненной ситуации главного героя "Лимиты" Ивана Ворошилова, "не долго музыка играла" для Homo Economicus[ов] раннего постсоветского периода. Даже в разрушенном виде социальная система давлеет над индивидом. И делает это безо всяких репрессивных санкций, так как примат социального основывается на сущностной потребности человека жить в обществе. Игра в "Homo Economicus" ведет его к самоотчуждению, а призрачные прибыли одиночки не идут ни в какое сравнение с щедростью социальных связей и духовным покоем.
Подробнее о содержании рождественских семинаров ЛЭСИ см.: Е. Немкова. Рождественская кинотрилогия "Герои нашего времени" // ЭСФорум. 2007. №.2. (февраль).
Другие семинары Рождественской кинотрилогии:
Семинар 1. Герой 80-х гг. (по материалам к/ф. К. Шахназарова "Курьер")
Семинар 3. Герой 2000-х гг. (по материалам к/ф. А. Звягинцева "Возвращение")
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.