• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дневник стажера

Кто такой социолог и зачем ему работать «в поле»? Что такое croudsourcing и «обоснованная теория»? Как нужно цитировать гуманитариев, готовить шашлыки и играть в «мафию»? С 9 по 14 июля в подмосковном Голицыно прошла вторая Летняя школа Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ.

 

Вход

«На школе собрались сотрудники ЛЭСИ и друзья лаборатории, — сказал ее руководитель, первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев. — Цель нашего выезда заключается в том, чтобы спроектировать работу кафедры экономической социологии Вышки и выработать новые подходы к преподаванию тех дисциплин, которые читаются нашими сотрудниками».

День 1. Решение вечных вопросов

Началась школа с решения «вечных вопросов».

Аспирант кафедры экономической социологии и научный сотрудник Лаборатории институционального анализа экономических реформ Иван Павлюткин задал тон в обсуждении базовых принципов преподавания экономсоциологии: «Пока мы не ответим на вопрос, что такое социология и экономсоциология, формулировать какие-либо принципы бесполезно». «Социолог, по меткому выражению Геннадия Батыгина, — это тот, кто занимается социологией. То же самое касается и экономсоциолога», — парировал докладчику Григорий Юдин*.

Но как объяснить абитуриенту, что же это за профессия — социология? «Археологи не впадают в ярость, если представление о них не идет дальше стереотипа о людях, копающихся кисточкой в земле. Поэтому социологов не должно смущать, когда их воспринимают как «людей с анкетой», — такими словами убеждал собравшихся профессор кафедры социологии Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Даниил Александров.

Профессор Радаев, по его собственному признанию, раньше враждебно относился к таким представлениям о социологе: «Конечно, это представление вошло в обыденное сознание, и мы не должны бороться с ним. Однако нам необходимо наполнять образовательный процесс для наших студентов так, чтобы по окончании университете они могли не только бегать с анкетками и приставать к людям с дурацкими вопросами».

День 2. Croudsourcing и тематическое ядро экономсоциологии

Второй день школы был посвящен структуре образовательных программ кафедры и выявлению тематического ядра экономсоциологии. Участники школы, которые будут читать лекции или вести семинары в новом учебном году (и, конечно, те, кто уже читали и вели в прошлом), сопоставили разные учебные программы и выразили свое отношение к темам лекций, спискам обязательной литературы, методам мотивирования младших коллег.

В перерыве между жаркими дебатами выступил президент Фонда «Общественное мнение» Алесандр Ослон, который рассказал о новом феномене croudsourcing. Его суть заключается в том, что через Интернет можно привлечь к обсуждению коммерческих и социальных проблем огромное количество людей и тем самым зарабатывать на этом неплохие деньги. «Возможности Интернета до сих пор недооценены, и на базовой кафедре ФОМ на факультете социологии мы будем заниматься теоретическим и практическим осмыслением феномена croudsourcing», — подвел итог лекции Ослон.

День 3. Оценки и электронные ресурсы

Следующий день был посвящен принципам оценки письменных работ студентов (от эссе до дипломных работ), использованию новых баз данных для учебного процесса – о которых студенты факультета социологии, как выяснилось, знают очень мало, – а также необходимости использования электронных ресурсов (по типу ecsocman.hse.ru) и неформальных интернет-площадок а-ля «Живой журнал» или Vkontakte.ru для взаимодействия с подопечными.

День 4. Глобальные тренды в образовании и работа "в поле"

В предпоследний день школы научный руководитель Института развития образования, проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин прочел лекцию о глобальных трендах в сфере образования, Даниил Александров рассказал о летней полевой практике в Ленинградской области, главной целью которой было «научить студентов младших и старших курсов работать “в поле”».

День 5. Как цитировать гуманитариев

В пятый день школы участники обсуждали плюсы и минусы разработанной в 2007-м году магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков». А Михаил Соколов (старший научный сотрудник научно-учебной Лаборатории социологии образования и науки Санкт-Петербурского филиала ГУ-ВШЭ) прочел лекцию о проблемах цитирования работ гуманитариев. (К сожалению, в дневнике стажера других подробностей не было. Подождем комментариев других участников. – ред.)

Дни 1-5. "Мафия", шашлыки и "обоснованная теория"

Помимо лекций и обсуждений участники школы обучались методам работы с качественной информацией (о сути «обоснованной теории» и принципах работы с программой Nvivo в течение трех дней рассказывала доцент кафедры социологии и политологии Самарского госуниверситета Оксана Запорожец), вечерами и ночами играли в ролевую игру «Мафия», а также демонстрировали недюжинные навыки по коллективному сплочению на шашлык-party, который прошел субботним вечером.

Выход

Вадим Радаев (проректор ГУ-ВШЭ): «Рефлексивная работа состоялась. Мы поняли, как нужно формировать среду и репрезентировать себя».

Оксана Запорожец (преподаватель Самарского университета): «Вы – перфекционисты».

Денис Стребков (доцент кафедры экономсоциологии): «После такой школы я стану преподавать еще лучше»

Дмитрий Крылов, стажер-исследователь ЛЭСИ

Впервые опубликовано на корпоративном портале НИУ-ВШЭ http://www.hse.ru/news/recent/9295613.html

* Григорий Юдин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Rambler's Top100