• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа "Новые подходы к преподаванию экономической социологии", 9-14 июля 2009 г.

Цель летней школы ЛЭСИ 2009 г. состояла в разработке более целостной структуры образовательной программы кафедры экономической социологии и Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ, развитии преподавательских компетенций и распространении лучших преподавательских практик, освоении инновационных технологий в преподавания экономической социологии и специальных дисциплин.

«Экономическая социология» является ведущей специализацией на факультете социологии ГУ-ВШЭ. Комплекс экономико-социологических дисциплин начинает читаться уже на втором курсе, расширяется на третьем, перерастает в специализацию на четвертом курсе. С 2005 г. на факультете социологии открыта магистерская программа «Прикладные методы социального анализа рынков». Курс экономической социологии преподается также на многих других факультетах ГУ-ВШЭ. Преподаванием комплекса экономико-социологических дисциплин в ГУ-ВШЭ занимаются лучшие российские специалисты в области методологии и практики экономико-социологических исследований. К преподавательской деятельности постоянно привлекаются молодые специалисты – талантливые студенты магистратуры и учащиеся аспирантуры ГУ-ВШЭ, молодые сотрудники Лаборатории экономико-социологических исследований. Содержание учебных дисциплин специализации «Экономическая социология» находится в постоянном развитии, обновляется. Формируются новые учебные курсы. Программа обучения экономической социологии становится все более глубокой и комплексной. Вместе с этим возрастают ожидания преподавателей относительно уровня усвоения материала учащимися, что стимулирует постоянный поиск способов организации и подачи учебного материала, применение новых, оригинальных и эффективных методик проведения лекционных, семинарских и прочих занятий, разработку новых форм и надежных критериев оценивания результатов учебного процесса. Представляется, что пока еще пик эффективности в преподавании экономической социологии как комплекса учебных дисциплин не достигнут. В разных курсах подчас затрагиваются сходные вопросы, не всегда удается сбалансировать время, затрачиваемое на обсуждение ранее пройденного материала, и необходимое для изучения специальных тем данного курса. Возникает потребность в координации содержания родственных экономико-социологических дисциплин, в выстраивании логической последовательности в подаче обширного учебного материала. Кроме того, в связи с внедрением образовательной стратегии 4+2 (когда в магистратуру «Прикладные методы социального анализа рынков» приходят не только выпускники бакалавриата ГУ-ВШЭ, но и абитуриенты из других российских вузов), – необходимо определить наборы компетенций, владения которыми следует ожидать от студентов при приеме на программу и требовать – по итогам обучения на ней. Таким образом, для дальнейшего развития образовательной программы по экономической социологии необходимо было бы осмыслить и интегрировать имеющийся опыт преподавания составляющих ее учебных дисциплин; определить векторы преобразования, усовершенствования программы (например, ее интернационализация); а также способствовать освоению и распространению среди преподавателей новых методических навыков и доказавших свою эффективность преподавательских стратегий. Для этого необходимо проводить комплексные мероприятия по повышению педагогической квалификации опытных и профессиональной социализации молодых преподавателей. Пока подобного рода программы в ГУ-ВШЭ отсутствуют. Это объяснимо, ведь реализовать их в течение учебного года непросто, учитывая учебную нагрузку сотрудников и их занятость в исследовательских проектах. Удачной альтернативой представлялось проведение краткосрочной программы повышения квалификации преподавателей во внеучебное время. Это позволило не только сконцентрировать усилия на решении проблем организации образовательной программы по экономической социологии и отработке методик преподавания, но и обеспечить площадку для обмена опыта со специалистами, читающими экономико-социологические дисциплины в других российских вузах.

Некоторые мероприятия, реализованные в рамках летней школы:

Лекции приглашенных экспертов: 

  • Александров Д.А. – к.и.н., профессор кафедры социологии СПбФ ГУ-ВШЭ; заведующий лабораторией социологии образования и науки СПбФ ГУ-ВШЭ. Тема выступления: «Летняя полевая практика как учебно-методическая система».
  • Ослон А.А. – к.т.н., президент Фонда «Общественное мнение» (Москва). Тема выступления: «Горизонты и возможности сетевых технологий Crowdsourcing в производстве знаний». Репортаж о мероприятии.
  • Фрумин И.Д. – д.п.н., научный руководитель Института развития образования, проректор ГУ-ВШЭ (Москва).Тема выступления: «Глобальные тренды в сфере образования». Репортаж о мероприятии.
  • Соколов М.М. – к.с.н., старший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории социологии образования и науки, СПб. Тема выступления: «Интернациональная "видимость" национальных социальных наук: Почему одни социологии более заметны, чем другие?»
  • Запорожец О.Н. – к.с.н., доцент кафедры социологии и политологии Самарского государственного университета. Учебный курс: «Анализ качественных данных».

Семинар: «Базовые принципы  преподавания экономической социологии»

Установочная игра: «Искусство эффективной групповой дискуссии»   

Круглый стол: «Структура образовательной программы специализации «Экономическая социология»

Круглый стол: «Структура образовательной программы: построение сквозных линеек учебных дисциплин. Проблема пререквизитов. Устранение нежелательных повторов материала в разных курсах.  

Учебный курс «Анализ качественных данных: Grounded Theory и NVivo». Лектор: О. Запорожец.

Семинар:  «“Вовлеченное обучение” как способ преподавания экономической социологии»   

Семинар: «Проблема подготовки студенческих работ. Выработка единых критериев и требований для оценки студенческих работ (в первую очередь, дипломных)»

Круглый стол: «Методики ведения семинарских занятий».   

Семинар: «Развитие форм научно-исследовательского семинара в магистратуре»   

Круглый стол: «Возможность совместной программы с зарубежным университетом. Разработка курсов на английском языке»


Как проходила летняя школа ЛЭСИ 2009. Дневник стажера-исследователя ЛЭСИ Дмитрия Крылова.

"Справедливость с пристрастием" - интервью с участником летней школы с.н.с. ЛЭСИ Денисом Стребковым.

Краткий фотоотчет о школе

Тема школы: «Новые подходы к преподаванию экономической социологии».

 

«Экономическая социология» является ведущей специализацией на факультете социологии ГУ-ВШЭ. Комплекс экономико-социологических дисциплин начинает читаться уже на втором курсе, расширяется на третьем, перерастает в специализацию на четвертом курсе. С 2005 г. на факультете социологии открыта магистерская программа «Прикладные методы социального анализа рынков». Курс экономической социологии преподается также на многих других факультетах ГУ-ВШЭ. Преподаванием комплекса экономико-социологических дисциплин в ГУ-ВШЭ занимаются лучшие российские специалисты в области методологии и практики экономико-социологических исследований. К преподавательской деятельности постоянно привлекаются молодые специалисты – талантливые студенты магистратуры и учащиеся аспирантуры ГУ-ВШЭ, молодые сотрудники Лаборатории экономико-социологических исследований. Содержание учебных дисциплин специализации «Экономическая социология» находится в постоянном развитии, обновляется. Формируются новые учебные курсы. Программа обучения экономической социологии становится все более глубокой и комплексной. Вместе с этим возрастают ожидания преподавателей относительно уровня усвоения материала учащимися, что стимулирует постоянный поиск способов организации и подачи учебного материала, применение новых, оригинальных и эффективных методик проведения лекционных, семинарских и прочих занятий, разработку новых форм и надежных критериев оценивания результатов учебного процесса. Представляется, что пока еще пик эффективности в преподавании экономической социологии как комплекса учебных дисциплин не достигнут. В разных курсах подчас затрагиваются сходные вопросы, не всегда удается сбалансировать время, затрачиваемое на обсуждение ранее пройденного материала, и необходимое для изучения специальных тем данного курса. Возникает потребность в координации содержания родственных экономико-социологических дисциплин, в выстраивании логической последовательности в подаче обширного учебного материала. Кроме того, в связи с внедрением образовательной стратегии 4+2 (когда в магистратуру «Прикладные методы социального анализа рынков» приходят не только выпускники бакалавриата ГУ-ВШЭ, но и абитуриенты из других российских вузов), – необходимо определить наборы компетенций, владения которыми следует ожидать от студентов при приеме на программу и требовать – по итогам обучения на ней. Таким образом, для дальнейшего развития образовательной программы по экономической социологии необходимо осмыслить и интегрировать имеющийся опыт преподавания составляющих ее учебных дисциплин; определить векторы преобразования, усовершенствования программы (например, ее интернационализация); а также способствовать освоению и распространению среди преподавателей новых методических навыков и доказавших свою эффективность преподавательских стратегий. Для этого необходимо проводить комплексные мероприятия по повышению педагогической квалификации опытных и профессиональной социализации молодых преподавателей. Пока подобного рода программы в ГУ-ВШЭ отсутствуют. Это объяснимо, ведь реализовать их в течение учебного года непросто, учитывая учебную нагрузку сотрудников и их занятость в исследовательских проектах. Удачной альтернативой может стать проведение краткосрочной программы повышения квалификации преподавателей во внеучебное время. Это позволит не только сконцентрировать усилия на решении проблем организации образовательной программы по экономической социологии и отработке методик преподавания, но и обеспечить площадку для обмена опыта со специалистами, читающими экономико-социологические дисциплины в других российских вузах.

 

На решение каких задач нацелено мероприятие

Цель школы состоит в разработке более целостной структуры образовательной программы кафедры экономической социологии и Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ, развитии преподавательских компетенций и распространении лучших преподавательских практик, освоении инновационных технологий в преподавания экономической социологии и специальных дисциплин. Задачи школы: 1. Усовершенствование структуры образовательной программы по специализации «Экономическая социология». Построение сквозных линеек учебных дисциплин – от второго курса бакалавриата к специализации и далее к магистратуре. Проблема пререквизитов. Устранение нежелательных повторов в части тем и обсуждаемых литературных источников в разных учебных дисциплинах. Выделение тематического ядра экономической социологии, вариативных областей и прикладного шлейфа в части преподавания на других факультетах и в рамках адаптационной дисциплины в магистратуре. 2. Освоение новых методик преподавания экономической социологии и специальных дисциплин. Использование множественных методик организации семинарских занятий. Применение интерактивных форм. Подходы к обсуждению логической структуры текста. Проблемы подготовки студенческих работ. Развитие форм научно-исследовательского семинара в магистратуре.Введение более развитых методов анализа качественных данных в студенческих работах. 3. Улучшение методической обеспеченности учебного процесса. Решение вопросов литературного обеспечения с разумным сочетанием англоязычных, переводных и отечественных источников. Проблемы перевода сложной терминологии. Более активное использование электронных ресурсов в ходе учебного процесса – журнал «Экономическая социология», Эксоцентр, ФОП «Экономика. Социология. Менеджмент». Интернет-программы. Использование новых технических возможностей при подготовке и проведении занятий. Дистанционное сопровождение учебного процесса. Использование доступных баз данных и результатов исследований в учебном процессе. 4. Разработка мер по интернационализации образовательных программ по специализации «Экономическая социология». Направления интернационализации образовательных программ. Возможность совместной программы с зарубежным университетом. Разработка программ учебных дисциплин на английском языке.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Rambler's Top100